Основными задачами центра маркетинга на заводе являются:
n обеспечение надежной, достоверной и своевременной информацией о рынке, структуре и динамике конкретного спроса,предпочтениях потребителей на изделия, выпускаемые заводом;
n создание ассортимента продукции, который должен наиболее полно удовлетворять условиям завода и приносить наибольшую прибыль;
n организация воздействия на потребителя,на спрос, на рынок;
n контроль реализации продукции.
Смотри схему Структура центра маркетинга.
Сектор товаров народного потребления.
1 Проведение маркетинговых исследований в следующих областях деятельности предприятия:
-отбор и разработка новых изделий;
-рекламная деятельность;
-сбыт и рынки.
2 Формирование рынков сбыта изделий, принятых к освоению, включая использование внешних компьютерных сетей.
3 Создание банков данных по следующим направлениям:
-потенциальные конкуренты и их товар;
-потребители;
-разработчики новых изделий и их новые разработки.
4 Рекламирование в печати, на телевидении, по почте, на выставках и ярмарках новых и выпускающихся изделий с целью формирования новых рынков и расширения имеющихся
5 Координация действий региональных представителей.
Бюро рекламы
1 Поддержание и развитие имиджа фирмы.
2 Организация всех видов рекламной деятельности: радио,телевидение, наглядная реклама, дизайн стендов и салонов, сувениров, целевая реклама по переписке, телефону, телефаксу.
Бюро создания новой техники.
1 На основе решений Совета Центра маркетинга оформление и выдача заданий конструкторскому отделу на разработку новых изделий, доработку выпускаемых товаров народного потребления и т.п.
2 Подготовка материалов руководству АО и на совет по маркетингу, поступающих от всех функциональных групп центра маркетинга.
Сектор основной техники.
1 Проведение маркетинговых исследований в следующих областях деятельности предприятия:
-отбор новых изделий;
-формирование новых рынков сбыта изделий основного производства через СМИ, участие в ярмарках, салонах.
2 Создание и отслеживание базы данных по применению изделий, основной техники и ее потребителям.
3 Анализ и выдача прогнозов выпуска изделий.
4 Координация действий региональных представителей.
Бюро розничной торговли.
1 Реализация товаров народного потребления за наличный расчет через салоны.
2 Анализ розничных, рыночных цен и выдача информации бюро цен.
3 Бухгалтерский учет торговли.
4 Развитие торговли встречными товарами.
5 Развитие сферы услуг и реализации продукции, товаров народного потребления, продуктов под заработную плату.
6 Пробная торговля опытными образцами новых товаров народного потребления.
7 Организация выездной торговли.
Бюро оптовой торговли.
1 Организация оптовой торговли через региональных представителей и дилеров.
2 Участие в ярмарках, выставках и заключение договоров на поставку гражданской продукции и товаров народного потребления по безналичному расчету.
3 Организация бартерного расчета с потребителями за основную продукцию.
4 Контроль за своевременной отгрузкой товаров народного потребления отделом сбыта и расчетами потребителей за отгруженную продукцию.
5 Реализация неходовых в данный момент товаров по телефону.
Региональный представитель.
1Маркетинг основной продукции в регионе.
2 Маркетинг товаров народного потребления в данном регионе.
3 Создание сети дилеров в регионе и работа через дилеров.
4 Изучение местного законодательства, уровня заработной платы, цен и выдача информации.
5 Контроль и воздействие по своевременному расчету за отгруженную продукцию.
Бюро цен.
1 Анализ рыночных цен на электротехническую продукцию России и других стран, отдельных регионов.
2 Контроль за отпускными ценами товаров народного потребления конкурирующих фирм.
3 Выдача рекомендаций по установлению цен на отгружаемую заводом продукцию.
4 Анализ отдельных потребительских функций, товаров и определения их ценности.
Бюро внешних связей.
1 Анализ действующего законодательства России и других стран, региональных постановлений.
2 Выдача рекомендаций по сокращению затрат на реализацию товаров, приобретение материалов, комплектующих за счет правильного применения законодательных актов.
3 Контроль исполнения договорных обязательств по поставке товаров народного потребления, по работе с дилерами.
4 Претензионная, исковая работа по товарам народного потребления своевременным расчетом потребителей.
5 Поиск форм расчета со странами СНГ.
Смотри схему документооборота по поставке продукции.
При поставке продукции основным документом является письмо-заявка, поэтому рассмотрим на ее примере документооборот в центре маркетинга. Письмо-заявка, заполненное соответствующим образом, поступает к секретарю-делопроизводителю, который его регистрирует и передает начальнику центра маркетинга, он накладывает визу для заключения договора. Завизированное письмо-заявка передается в бюро оптовой торговли, где заключается договор на поставку продукции и оформляется карточка отгрузки. Договор и карточка отгрузки из бюро оптовой торговли передаются по двум направлениям:
1)диспетчеру отдела сбыта, который на основании данных документов выписывает накладные, поступающие далее на склад и передаваемые вместе с товаром и сертификатами потребителю, карточки отгрузки диспетчер передает в финансовый отдел, который выписывает счета-фактуры, передаваемые потребителю;
2)в АСУ маркетинг для учета товародвижения по регионам, откуда информация передается в сектор товаров народного потребления для анализа рынка и выдачи рекомендаций руководству.
Смотри схему функциональные связи центра маркетинга.
Центр маркетинга имеет 2 типа функциональных связей по горизонтали и по вертикали. Горизонтальные связи центр маркетинга имеет со следующими подразделениями: планово-экономическим отделом, отделом цен, финансовым отделом, производственным отделом, отделом снабжения и комплектации, отделом сбыта. По вертикали центр маркетинга подчиняется директору по производству, осуществляющему стратегическое планирование; коммерческому директору, занимающемуся поставкой; заместителю технического директора по вопросам, связанным с освоением новых изделий и новой техники, который в свою очередь подчиняется техническому директору.