В отличие от западноевропейских стран, в которых создавались два национальных центра кооперации, т. е. общество оптовых закупок и кооперативный союз, в России было найдено более удачное решение вопроса о круге деятельности кооперативного союза: МСПО стал выполнять функции двух центров - хозяйственного и организационного. В 1903г. он приступил к изданию журнала «Союз потребителей». Из объединения первичных кооперативов МСПО все более превращался в союз союзов потребительских обществ.
Во втором периоде, начало которого совпало с первой русской революцией 1905-1907 гг., развитие потребительской кооперации ускорилось. Это объяснялось рядом причин. В ходе революции были завоеваны некоторые демократические свободы, отменены грабительские выкупные платежи с крестьян за землю. Вместе с тем монополии искусственно попытали цепы на товары, пользующиеся спросом у рабочих и крестьян. За первые тринадцать лет XX в. цены на основные товары выросли на 36,8 %, а с 1913 по 1917г. - более чем в 6 раз.
За 1905-1913гг. в стране было вновь создано 9752 потребительских кооператива, из них было закрыто только 622, к началу 1914г. функционировало 10080. Большинство потребительских обществ возникло среди крестьянства. С 3 до 100 увеличилось количество независимых рабочих кооперативов, которые часто создавались в пику зависимым. В независимых потребительских кооперативах устанавливался умеренный размер паевого взноса, вносить который разрешалось с рассрочкой. В члены кооператива могли вступить рабочие любого предприятия данной местности, но не принимались представители заводской администрации: кооперативными делами рабочие управляли самостоятельно. Активнее проводили эти кооперативы массовые, культурно-просветительные мероприятия.
По инициативе МСПО в 1912г. был учрежден Московский народный банк, ставший кредитным центром всех видов дореволюционной кооперации и сыгравший существенную роль в развитии кооперативного движения в стране. Уже тогда МСПО осуществлял и внешнеторговые функции. Позднее он открыл сеть своих контор в Лондоне, Нью-Йорке, Шанхае и других городах.
Потребительская кооперация в годы первой мировой войны развивалась в обстановке невиданного роста цен на товары. Правительство привлекало кооперацию к заготовкам продуктов для снабжения армии. Товары распределялись среди населения по карточкам.
После Февральской революции 1917г. в условиях кризиса экономики, разгула спекуляции и растущей общественной активности масс произошел новый подъем кооперативного движения. Уже к концу указанного года в стране действовало 35 тыс. потребительских кооперативов. Общее число членов-пайщиков превысило 11,5 млн. человек, их обслуживало примерно 50 тыс. кооперативных лавок. Имелось более 400 местных союзов потребительских обществ. Крупным союзным объединением являлся Закупсбыт - Союз сибирских кооперативных союзов. МСПО был переименован во Всероссийский центральный союз потребительских обществ (Центросоюз). Эта сеть лавок, обществ и союзов представляла собой налаженный хозяйственный аппарат.
В дореволюционной экономике потребительская кооперация играла незначительную роль. Ее удельный вес в товарообороте страны перед первой мировой войной составлял всего 7%. Кооперативные организации платили большие налоги за право торговли, нуждались в банковских кредитах, имели плохо оборудованные лавки с примитивным весоизмерительным хозяйством. Они не пользовались поддержкой правительства в конкурентной борьбе с частными торговцами. Обычно на селе действовало однолавочное экономически слабое потребительское общество; выгоднее отличался от него городской многолавочный кооператив с большим числом членов. Царизм открыто проявлял свое политическое недоверие ко всем кооперативам как общественным организациям. Собрания и съезды кооператоров контролировались жандармами.
Кооперативы вели конкурентную борьбу с частными торговцами за свою долю в общей массе прибылей и способствовали уменьшению расходов своих членов на приобретение товаров. Определенная часть прибыли потребительских обществ после уплаты налогов зачислялась в их основной и запасный капиталы, другая часть распределялась между членами кооперативов - по паям и забору товаров. Поэтому требовался учет забора (покупок) товаров каждым пайщиком в течение года, и для этого кооперативы применяли один из трех способов: 1) запись продавцом сумм покупок в членскую книжку пайщика и особую книгу в лавке; 2) выдача пайщику специальной марки с указанием суммы покупки при расплате за товар в лавке; 3) внесение пайщиком в кооператив заранее денежного аванса, выдача ему чековой книжки и оплата им покупок в дальнейшем чеками.
Каждый из способов позволял потребительскому кооперативу подсчитать забор товаров. Но кто больше покупал? Конечно, зажиточные слои населения, которые преобладали среди членов кооперативов. Следовательно, и большая часть выгод от кооперативной деятельности доставалась им. Основная масса бедноты оставалась вне кооперации.
Развитие потребительской кооперации сдерживалось политическим бесправием народа. Объясняя причину малочисленности кооперативов в стране, В. И. Ленин в 1903г. писал, что их «до тех пор будет мало, покуда не будет политической свободы»[2].
Волна кооперативного движения в 1915-1917 гг. из центральных районов докатилась до Сахалина и Камчатки. Однако в таких национально-колониальных окраинах империи, как Средняя Азия и Казахстан, кооперативы встречались исключительно редко. Это объяснялось колониальной политикой царского самодержавия, господством докапиталистических общественных отношений, неграмотностью значительной части населения.
Кооперативная демократия была разновидностью господствующей демократии, хотя и сравнительно привлекательной. В дореволюционный период было проведено 32 собрания уполномоченных МСПО. Съезды и собрания кооперативов созывались и на местах. В органах управления и контроля потребительской кооперации принимали участие и ее рядовые члены, что развивало самодеятельность масс. Большая заслуга кооперации состояла в том, что проводилась разнообразная культурно-просветительная работа. Союзы издавали книги и журналы, инструктировали кооперативных работников, организовывали курсы по подготовке служащих.
В потребительских обществах рабочие и крестьяне приобретали навыки совместного управления торговыми и другими предприятиями. «Но поприще для серьезного приложения этих навыков, - писал В. И. Ленин, - может создать лишь переход власти к пролетариату»[3].
Мы столь подробно останавливаемся на различных подходах к кооперации того времени, поскольку в конце XIX начале XX в. социалистические идеи владели умами большей части русской интеллигенции и широко дискутировался вопрос о социалистическом преобразовании жизни крестьян. Многие, прежде всего большевики, отвергали взвешенный подход к кооперации, выступая за полную коллективизацию. С их стороны это было логично, поскольку их доктрина вообще отвергала частную собственность. Против них выступили революционные деятели иного толка.