Задача состоит в планирование работ проектной организации: на определенное время. Ограничения – объем работ в денежном выражении. Критерии и их эффективность проектирования.
Внешние задачи
Определить оценки экспертов. Распределение денежной суммы на задачи их оценки.
Внутренние задачи
Разбиение объема работ на отдельные подзадачи. Формирование группы экспертов.
Определение согласованности экспертов.
Анализ объекта
ТЕХНОЛОГИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭС.
ПОНЯТИЯ, КАТЕГОРИИ, КОМПОНЕНТЫ, АРХИТЕКТУРА ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ.
В числе предпосылок выявления целей н определения основных направлении исследования важное значение имеет четкое и единообразное понимание содержания некоторых основополагающих категории и терминов, которыми необходимо руководствоваться, как при разработке экспертной системы, так и при ее внедрении и эксплуатации. Это понимание должно опираться на терминологию, понятия и систему показателей, сложившиеся в проектировании и управлении строительством, САПР и АСУС, а также терминологию, применяемую в области разработки и эксплуатации экспертных систем.
Экспертная система (ЭС) — это программный продукт, позволяющий имитировать творческую деятельность или усиливать интеллектуальные возможности специалиста-эксперта в части выбора решении в конкретной предметной области, используя, в основном, эвристические знания специалистов, накопленный ранее опыт.
В отношении определения "экспертная система" существует большое количество самых различных трактовок, дополняющих друг друга и. в результате, позволяющих рассматривать проблемы создания ЭС с разных точек зрения (программно-технические средства реализации, приобретение и обработка знании, формализация эвристических знании и т.д.).
В основе данного определения лежит сравнительное сопоставление ЭС и традиционных информационных систем. Принципиальный характер этого сопоставления имеет значение для уточнения определения .
Типичная ЭС состоит из следующих компонентов: база знаний (БЗ), база данных (БД),. механизм логического вывода (МЛВ), блок объяснения полученных решении, блок обучения (адаптация ЭС к изменяющейся действительности), блок понимания, блок ведения, пополнения и корректировки БЗ.
Под БЗ будем понимать модель предметной области, содержащей: формализованные знания специалистов в виде наборов эвристических правил; метаправила, определяющие стратегию управления эвристическими правилами в ходе реализации основных функций ЭС; сведения о структуре и содержании БД.
БЗ, в отличие от БД, содержит не только количественные характеристики фактов (данные), а в основном субъективные эвристические знания экспертов. Знания в БЗ образуют сложные иерархические структуры, что достигается путем введения разнообразных отношений, взаимосвязей.
Исходя из типовой ЭС рассмотрим функции, структуру и назначение компонентов.
ЭС служат для выполнения следующих основных функций: сбор, хранение и обработка данных и знаний о предметной области; приобретение и выведение новых знаний из совокупности ранее имевшихся; общение с пользователем на ограниченном естественном языке получение правдоподобного вывода; реализация основных качеств специалиста-эксперта (имитация участия в мыслительных процессах человека).
ЭС поддерживает несколько режимов работы с пользователем: обучение ЭС пользователями-экспертами новым знаниям; обучение пользователя ЭС; консультации пользователя с ЭС.
Как отмечается в работах, содержание БЗ составляют эвристические правила, качество которых зависит от знании, опыта, интуиции специалистов-экспертов, профессионализма инженера по знаниям. Извлечение знании представляет собой самостоятельную сложную проблему, решением которой занимаются специалисты по инженерии знании. БД содержит сведения, описывающие объекты предметной области, динамически изменяющиеся в процессе решения задания. Сведения (данные) могут иметь количественные и неколичественные характеристики. В ЭС применяются, как правило, БД реляционного типа.
МЛВ представляет собой логико-математический аппарат, осуществляющий поиск решения задачи и получение правдоподобного вывода на основе знании БЗ данных БД.
Блок объяснения обеспечивает объяснение полученных выводов и позволяет прослеживать цепь "рассуждений" ЭС, вмешиваться пользователю в ход решения задачи.
Блок приобретения знании и построения правил и блок накопления и корректировки являются блоками, обеспечивающими поддержку мощности и актуальности БЗ путем исключения устаревших и несовершенных правил, введением новых.
Строго говоря, данные, хранящиеся в БД, а также МЛВ представляют собой также знания, которые можно разделить на три группы: декларативные, процедурные, управляющие.
Декларативные знания - это вид знаний, представляющих собой информацию (данные) о конкретном случае, факты. БЗ, построенная по принципу только декларативной формы представления знаний, состоит из набора алгоритмов, логических формул и по сути является БД. Модификация такой БЗ происходит путем добавления, изменения или исключения алгоритмов из обшей связи. Информационная система такого типа не может являться и определяться как экспертная.
Процедурные знания составляют ядро БЗ и собираются методами научно обоснованных приемов извлечения знании у специалистов. Эти знания позволяют генерировать (активировать) декларативные знания в ходе решения конкретных задач, интегрировать их. БЗ, построенная по принципу процедурной формы представления знаний, состоит из наборов эвристических правил, называемых порождающими правилами. Авторы работ отмечают, что каждое порождающее правило, имеет форму:
ЕСЛИ (условие) .,ТО (действие) .(продукции).
Принцип работы продукционной системы заключается в следующем: продукция (правило), условие которой окажется истинным для текущего состояния БЗ и БД, выполняется. При этом, выполняемое правило активирует данные, находящиеся в заданной структуре БД; выполнение правил происходит до тех пор, пока. все они окажутся выполненными или не вступит в действие правило остановки.
Достоинство БЗ, построенной по принципу продукционных систем, состоит в том, что порождающее правило может вывести новое процедурное или декларативное (например, прогноз) знание.
В настоящее время большинство разработанных ЭС опираются на сочетание принципа декларативных и процедурных знаний.
Третий тип знаний — это управляющие знания. Под этим понимается набор вариантов (стратегий), предписывающих альтернативные возможности в ходе решения задач, переход от одного варианта (при неудаче) к другому. Этот тип знаний является метазнанием (метаправила) по отношению к наборам правил-продукций и основывается на методе выбора: какое из порождающих правил применяется при известном состоянии предметной области.
Особое место в ряду различных форм представления знаний занимают фреймы. В работе рассматриваются два вида фреймов: статические (собственно фреймы) и динамические (сценарии).