Заработная плата, являясь традиционным фактором мотивации труда, оказывает доминирующее влияние на производительность. Организация не может удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждения по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе. Для того, чтобы обеспечить стабильный рост производительности, руководство должно четко связать заработную плату, продвижение по службе с показателями производительности труда, выпуском продукции.
Например, в строительстве в качестве показателей производительности труда используется либо выработка одним рабочим определенного количества продукции за установленный период, либо трудоемкость производства единицы определенного вида работ.
Основным показателем производительности труда в строительстве является годовая выработка на одного работника, занятого на строительно-монтажных работах и в подсобных производствах. Этот показатель стоимостный. Используются также натуральные показатели трудоемкости отдельных видов работ, исчисляемые в виде затрат труда в человеко-днях на единицу работ. А также существуют другие показатели.
Заработная плата может действовать как фактор, дестимулирующий развитие производительности труда. Медленная работа часто вознаграждается оплатой сверхурочных. Сам факт более крупных затрат времени не является автоматическим индикатором выполнения большего объема работ, хотя схемы оплаты труда часто исходят именно из этих предположений.
Линия поведения должна заключаться в том, чтобы поощрять то, что способствует росту производительности. В деятельности по организации оплаты труда предпринимателю редко предоставляется полная самостоятельность. Обычно оплата труда регулируется и контролируется компетентными государственными органами.
Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договоров.
Государственное регулирование оплаты труда включает:
§ законодательное установление и изменение минимального размера оплаты труда в РФ;
§ налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда предприятиями, а также доходов физических лиц;
§ установление районных коэффициентов и процентов надбавок;
§ установление государственных гарантий по оплате труда.
Регулирование оплаты труда на основе договоров и соглашений обеспечивается: генеральными, территориальным, коллективными, индивидуальными договорами (контрактами).
Существуют три типа политики в области доходов и заработной платы:
§ контроль за инфляцией с помощью налогов и фискальных мер;
§ регулирование доходов на основе государственных правил и положений;
§ политика трехстороннего сотрудничества.
Все их элементы имеют место в России. Но при чрезмерной дифференциации заработной платы, централизованная политика в области оплаты труда вряд ли принесет хорошие результаты. Ориентация на налоговое регулирование доходов может стимулировать черный рынок.
Поэтому главная надежда – политика сотрудничества, в частности, по вопросам утверждения уровней заработной платы, обеспечивающих гибкую и справедливую оплату труда.
Заключение
1. Для России в настоящее время характерно значительное неравенство в распределении доходов.
2. Неравенство доходов существенно увеличилось в последнее десятилетие, августовский кризис придал этому процессу дополнительный импульс.
3. Статистические данные указывают на то, что уже более 40% населения имеет доходы ниже уровня прожиточного минимума.
4. Принимаемые государством (правительством) меры по стабилизации положения не приносят должного результата.
5. Для выживания населения России необходимы кардинальные меры в области:
§ стимулирования промышленного производства;
§ наведения порядка в сборе налогов;
§ экспорта капитала за границу
§ социальных программ для беднейшего населения.