Типичным представителем руководства на сегодняшний день является администрация государственных предприятий, часто люди с высшим инженерно-техническим образованием, солидным стажем работы руководителем, с ярко выраженным стремлением к власти, практически ничего не знающий о менеджменту, маркетингу, финансам. Из-за этого процветают административно-командные методы управления, силовой нажим.
В общем можно выразить мысль, что, беря любую организацию в России на данный момент времени, в ней нет эффективного управления на все 100%, даже если управление поставлено как надо, всегда присутствует фактор людей, не собственников предприятия, работающих на нем.
Так как в данной контрольной работе я рассматриваю ГОУ СПО Кемеровский педагогический колледж, то в отношении него, как уже было сказано выше можно сделать вывод, что системно-ситуационный подход в данной организации не применяется или применяется на очень низком уровне.
Для повышения эффективности управления в организации можно сделать следующие предположения по разработке мероприятий: надо рассмотреть причины неприменения системно-ситуационного подхода в управлении, проблемы, которые мешают его применять и что надо сделать для его применения.
Отсутствие системно-ситуационного подхода в управлении происходит, на мой взгляд: во-первых, из-за типа организации – государственная образовательная структура бюрократического типа, во-вторых, из-за отсутствия подготовленных менеджеров на предприятии и понимании сущности менеджмента руководителем ГОУ СПО КПК, в-третьих, неспособности принятия решения, опять же из-за типа организации, в четвертых, хоть в данной организации руководитель и умеет делегировать свои полномочия, но у тех людей, на кого они делегируются достаточно низкий профессионализм или старый образец мышления, в-пятых, недостаточное умение пользоваться приемами риск-менеджмента, боязнь новаций и недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента, в-шестых, неумение возрастания роли менеджмента качества или управления качеством и неумение применять на практике современные методы и приемы менеджмента, в последнюю очередь можно сказать также и отсутствии систематизированной теории российского менеджмента, и о слабости законодательной базы.
Основными проблемами применения системно-ситуационного подхода является полное подчинение организации государству, нормативам, рекомендациям свыше, актам и законодательству, а также отсутствие финансовых средств и несоответствие менталитета старых управленческих кадров сегодняшним реалиям.
Менеджмент качества в данной организации начали внедрять только недавно и то по причине указаний свыше, что все государственные образовательные организации должны научиться использовать его в повседневной работе. В настоящее время все по должности ответственные сотрудники только начинают ездить на курсы по менеджменту качества. Даже когда ввели новую специализацию в специальности «Педагогика дополнительного образования» - «Дополнительная подготовка по менеджменту», то выучился только один набор студентов, больше на нее не принимали. Это говорит о неумении или незнании руководителей учиться новому для себя делу. Кое-кто только услышал об управлении качеством.
Но, по крайней мере, первый шаг к освоению менеджмента уже начался. Необходимо для повышения эффективности управления обучать менеджменту руководителей данной организации, а также должностных лиц, перенимать опыт других предприятий, в том числе и зарубежных. Внедрять новые программы управления, в частности по практике применения системно-ситуационного подхода. Даже можно, при наличии хорошей обоснованной идеи, подавать рекомендации Минфину по повышению эффективности управления в организации, так как от нормативов образовательное учреждение никто не избавлял. Если идеи будут хорошие, то возможно перестройка начнется и с высших уровней. Но существующие на данный момент возможности, свободные от строгих указаний, такие как выбор новых специализаций, расширение и улучшение образовательных программ, даже использование рекламы надо использовать на полную, иначе без этого невозможно перестроить управление и заменить нормативный и административные подходы на системно-ситуационный.
Также необходимо совершенствовать работу ГОУ СПО КПК на основе применения современных методов управления, улучшать организационную структуру предприятия, осваивать новые отрасли (вводить новые специальности, задействованные на рынке труда), внедрять теоретические разработки отечественной и зарубежной науки после адаптации к конкретным условиям.
Заключение
Системно-ситуационный подход – это комбинация двух подходов системного и ситуационного, который рассматривает организацию руководителем, как совокупность взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды, а не как набор строгих предписаний и инструкций. Это особый способ мышления руководителей, нельзя походить ни к одному элементу или проблеме без учета его последующих взаимодействий с другими элементами. При этом он должен концентрироваться на ситуационных различиях между организациями и внутри них, должен применяться наиболее подходящий метод управления. Еще можно сказать, что он увязывает конкретные приемы с определенными ситуациями, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Для данной организации ГОУ СПО КПК факторами, влияющими на эффективность применения системно-ситуационного подхода являются: тип организационной структуры и их характеристики; элементы организации: цель, структура, технология, финансы, управление, персонал.
Рассматриваемая организация – государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Кемеровский педагогический колледж по своей сути является строго регламентированной, бюрократической, зависимой от высших нормативов организацией, практически не использующей системно-ситуационный подход в управлении по причине вынужденного использования нормативного или административного подходов.
При анализе применения системно-ситуационного подхода в управлении на территории РФ отмечаются объективные особенности современного этапа российской экономики, которая отличается жесткой централизацией экономики, всеохватывающим планом, отсутствием самостоятельности у руководителей организаций. Администрация государственных предприятий или современный российский руководитель – это люди, в основной своей массе, не умеющие применять и не знающие менеджмент, с процветающими административно-командными методами управления. Ограниченность прав руководящего персонала тоже не приводит к хорошим результатам. В мире существуют различные модели менеджмент, учитывающие национальную специфику той или иной страны. В Японии ориентирована на групповую форму организации труда, используется механизм коллективной ответственности, хорошо построено управление финансами. В США суть американской модели менеджмента выражается индивидуализмом, вопросы дела стоят на первом плане, требуется максимальная отдача. В ФРГ главными целями менеджмента являются получение максимальной прибыль и обеспечение выплат акционерами дивидендов.