рефераты по менеджменту

Предпосылки развития корпоративного управления

Страница
1

Введение

Курс лекций подготовлен в соответствии с учебной программой курса «Теория корпоративного управления»

Целью изучения данной дисциплины является формирование теоретической базы и практических навыков в области корпоративного управления, что даст возможность овладеть системными принципами и методами корпоративного управления, необходимыми для формирования отечественной корпоративной культуры.

В данном курсе широко использованы материалы монографии Орехова С.А. «Диверсифицированные корпоративные объединения: проблемы статистического анализа», Бандурина А.В. «Деятельность корпораций», уделено особое внимание функционированию и развитию корпораций, проблемам построения корпоративных структур, использованы труды Мильнера Б.З. «Теория организации», Смирновой В.Г. и Мильнера Б.З.

«Организация и ее деловая среда».

В данной работе рассматриваются все компоненты современных корпоративных структур, большое внимание уделено построению корпоративных отношений, в том числе раскрытию таких понятий, как корпоративный климат и корпоративная культура с учетом поведения участников корпоративных отношений и социальных отношений между ними.

Анализ особенностей построения современных корпоративных структур проводится на основе организационного подхода, с учетом того, что теория корпоративного управления должна базироваться на синтезе существующих концепций и направлений, сформировавшихся за довольно короткий период существования научных знаний об организациях, особенно о корпоративных структурах.

Целью изучения дисциплины является формирование фундаментальных научных знаний в теории корпоративного управления и практических навыков в данной области овладение новыми системными принципами и методами корпоративного управления, а также формирование новой отечественной корпоративной культуры и обоснование необходимости применения информационных систем и информационных технологий в корпоративном управлении.

Задачи изучения дисциплины

- сущность теории корпоративного управления и ее роль как фундаментальной науки в общей теории управления;

- особенности организации управления корпорацией;

- механизм объединений предприятий, тактику слияний и поглощений в системе корпоративного управления;

- корпоративные отношения.

Сущность и структура корпоративного управления

В работе сфокусированы множество определений понятия «корпоративное управление» и определены три основные направления корпоративного управления: управление собственностью акционерного общества, управление производственно-хозяйственной деятельностью общества и управление финансовыми потоками.

Установление в России рыночных отношений и повышение роли акционерных обществ в развитии экономики государства и благосостояния граждан обусловили необходимость осознания важности проблемы корпоративного управления, возникновение которой неизбежно связано с переходом на рыночные условия хозяйствования. В современной российской экономике корпоративное управление является одним из важнейших факторов, определяющих не только уровень экономического развития страны, но и социальный и инвестиционный климат.

Что же такое корпоративное управление? Эта проблема достаточно сложная, относительно новая и продолжающая развиваться. Существует множество определений данного понятия.

- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) дает следующую формулировку: «Корпоративное управление относится к внутренним средствам обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними . Корпоративное управление также определяет механизмы, с помощью которых формулируются цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью». В широком смысле корпоративное управление рассматривается как процесс осуществ­ления власти хозяйствующими субъектами, приня­тия решений в рамках отношений собственности на основе сложившегося производственного, челове­ческого и социального капитала . определяется ха­рактером целевых установок деятельности пред­приятия и его руководства, типами контроля, инте­ресов и собственности;

- корпоративное управление оценивается также как организационная модель, которая призвана, с одной стороны, регулировать взаимоотношения между менеджерами компаний и их владельцами (акционерами), с другой - согласовать цели различ­ных заинтересованных сторон, обеспечивая тем са­мым, эффективное функционирование компаний;

- система, с помощью которой осуществля­ется управление и контроль за деятельностью пред­принимательских организаций. Структура корпора­тивного управления определяет права и обязанно­сти лиц, входящих в корпорацию, например, членов совета директоров, менеджеров, акционеров и дру­гих заинтересованных сторон, и устанавливает пра­вила и порядок принятия решений по делам корпо­рации. Корпоративное управление также обеспе­чивает структуру, на основе которой устанавливают­ся цели и задачи деятельности компании, опреде­ляются пути и средства их достижения и контроли­руется деятельность компании;

- система или процесс, с помощью которого управляется и контролируется деятельность корпо­раций, подотчетных акционерам;

- система корпоративного управления пред­ставляет собой организационную модель, с помощью которой компания представляет и защищает инте­ресы своих инвесторов. Данная система может вклю­чать в себя многое: от совета директоров до схем оплаты труда исполнительного звена и механизмов объявления банкротства;

- в узком смысле есть управление акционер­ными обществами или различными организационны­ми структурами, их объединяющими, где субъек­том управления выступает акционер, а носителем права принимать решения является акция, а корпо­ративное право в широком смысле - это механизм оптимального сочетания различных интересов акци­онеров и соучастников с целью максимально эффек­тивного развития корпорации;

- корпоративное управление капиталом акци­онерного общества - это управление его акциями их владельцами», которое противопоставляется «не­посредственному» управлению капиталом;

- корпоративное управление строится на уче­те интересов акционеров и их роли в развитии кор­порации». Это управление, базирующееся на праве собственности, корпоративных коммуникациях, стра­тегии корпоративного развития и культуры с учетом традиций и принципов коллективного поведения. Его отличает широкое участие в акционерной соб­ственности, формирование на основе акционерно­го капитала сложных вариантов переплетения капи­талов и меняющийся состав заинтересованных уча­стников . корпоративное управление решает зада­чи организационно-правового руководства бизнесом, оптимизации организационных структур, внутри- и межфирменных отношений согласно постулируемых целей деятельности;]

- в самом широком понимании корпоративное управление включает вообще все отношения, так или иначе влияющие на положение акционеров и пове­дение акционерного общества. Согласно названно­му подходу, субъектами корпоративного управле­ния выступают лица, которые имеют права в сфере корпоративного управления акционерным общест­вом - акционеры, директора - члены совета дирек­торов, директор - исполнительный орган и члены ис­полнительных органов акционерного общества;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту