Требования, устанавливаемые стандартами, общеобязат для всех гос органов упр-ия и субъектов хоз деятельности всех форм собственности.Все Госстандарты объединены в единую госсистему стандартизации.
Единая госсистема стандартизации–это иерархически организованная система классификации и кодирования самих госстандартов.
Самостоят комплекс сост-ют стандарты на унифицир системы документации и единую систему классификации и кодирования технико-экон инф-ии:
ГОСТ 6.01.1-87 «Единая система классификации и кодирования технико-экон инф-ии»;
ГОСТ 6.10.3-83 «Унифицир системы документации. Запись инф-ии унифицированных док-ов в коммуникативном формате»;
ГОСТ 6.10.4-84 «Унифицир системы документации. Придание юр силы док-ам на машинном носителе и машинограмме, создаваемыз средствами вычислит техники. Общие положения».
ГОСТ 6.10.5-87 «Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца».
ГОСТ 6.10.6-87 «Единая система внешнеторговой документации. Формуляр-образец»
ГОСТ 6.10.7-90 «Единая система внешнеторговой документации. Счет».
ГОСТ Р6.30-97 «Унифицированная система документации. Ситсема организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению док-ов»
ГОСТ 16487-83 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».
Цель УСД:
·Унификация производится с целью ¯кол-ва применяемых в деятельности предприятий док-ов;
·типизации их формы;
·снижения трудовых, временных и мат затрат на их подготовку и обработку;
·достижения информ совместимости автоматизированных баз данных.
В основе создания УСД лежит метод унификации – установления единообразия состава и форм, управленческих док-ов, создаваемых при решении однотипных управленческих задач.
Одновременно разрабатывают классификаторы технико-экон и социал инф-ии, обеспечивающие интегрированную автоматизированную обработку данных, содержащихся В УСД.
В наст время действует 8 УСД:
1. Унифицированная система (УС) организационно-распорядит документации (УС ОРД);
2. УС банковской документации;
3. УС финансовой, учетной и отчетной бух документации бюджетных учрежедений и орг-ий;
4. УС отчетно-статистической документации;
5. УС учетной и отчетной бух документации предприятий;
6. УС документации по труду;
7. УС документации Пенсионного фонда РФ;
8. УС внешнеторговой документации.
Эти классификаторы обеспечивают интегрированную обработку данных в автоматизированных информационных системах.
В настоящее время разработаны и действуют 37 общероссийских и продолжающих действовать общесоюзных классификаторов.
В зависимости от области применения классификаторы подразделяются на 3 группы:
1. общероссийские;
2. отраслевые;
3. классификаторы предприятий.
С точки зрения содержания классификаторы делятся на 3 группы:
1. Классификаторы информации об управленческих документах, задачах, решаемых в автоматизированных системах управленческой деятельности экономических и социальных показателях.
К ним относятся: общероссийский классификатор (ОК) стандартов (ОКС), ОК продукции (ОКП), ОК валют (ОКВ), ОК единиц измерения (ОКЕИ), товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД).
2. Классификаторы информации об организационных структурах.
К ним относятся: ОК органов гос. власти и управления (ОКОГУ), ОК предприятий и организаций (ОКПО), ОК экономических районов (ОКЭР), ОК отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), ОК пунктов погрузки и выгрузки на ж/д, речном, морском, воздушном и автомобильном транспорте (ОКППВ).
3. Классификаторы информации о населении и кадрах.
К ним относятся: ОК информации по социальной защите населения (ОКИСЗН), ОК специальностей по образованию (ОКСО), ОК профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), ОК информация о населении (ОКИН).
Структура и содержание классификаторов технико-экономической информации на примере ОК управленческой документации выглядит следующим образом: - ОКУД содержит информацию об унифицированных системах документации и формах документов разрешенных к применению в народном хоз-ве.
Он предназначен для решения следующих задач:
1. регистрации форм документов;
2. упорядочивание информационных потоков в народном хозяйстве;
3. сокращение количества применяемых форм;
4. исключения из обращения неунифицированных форм документов;
5. обеспечение учетом и систематизацией унифицированных форм;
6. обеспечение учетом и систематизацией документов на основе их регистрации;
7. контроля за составом документов и исключения дублирования информации применяемой в сфере управления;
8. рациональная организация контроля за перемещением и применением унифицированных форм документов.
Объектами классификации ОКУД являются:
-общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы документов, утвержденные министерствами (ведомствами) РФ, разработчиками унифицированных систем документов (УСД).
В ОКУД применены наименования и кодовые обозначения унифицированных форм документов, входящих в утвержденные УСД. (Пр.: 02000002 – унифицированная система ограничения распределения документации).
Код унифицированной системы состоит из 7 цифр и контрольного числа.
В ОКУД принята иерархическая классификация с 3 ступенями. Каждая позиция классификации состоит из 2 блоков:
1. блок идентификации;
2. блок наименований объекта классификаций.
Идентификация унифицированной формы производится через классификацию.
Код в ОКУД строится след. образом:
ХХ ХХ ХХХ Х
В кодовом обозначении унифиц. формы документа отражены след. признаки классификации:
1. 1 и 2 знаки (класс форм) – принадлежность унифицированного документа к соответствующей унифицированной системе документации;
2. 3 и 4 знаки (подкласс форм) – общность содержания множества форм документов и направленность их использования;
3. 5,6 и 7 знаки – регистрационный номер унифицированной формы документа внутри класса.
Кроме того, 6 унифицированная система отчетной документации (класс 06) помимо кодового обозначения унифицированной формы докум. контрольного числа и наименования формы содержится также индекс и периодичность представления в связи с необходимостью обеспечения преемственности обозначений сложившихся в органах гос. статистики.
ГСДОУ – это совокуп. принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работ с документами в органах гос. управления на предприятиях .
Основные цели ГСДОУ:
1. в упорядочении документооборота организации;
2. сокращение кол-ва и повышение качества документов;