Вывод по главе:
На основе проведенного исследования системы стимулирования персонала ОАО "Жировой комбинат" можно сделать вывод, что система стимулирования персонала на предприятии нуждается в совершенствовании с учетом новых подходов и тенденций кадрового менеджмента.
Можно предложить следующие основные направления развития система стимулирования персонала на ОАО "Жировой комбинат":
· Развитие системы управления деловой карьерой;
· Применение новых стимулирующих форм оплаты труда;
· Расширение использования социально-психологических факторов в стимулировании персонала, формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Рассмотрим подробнее возможности усовершенствования системы стимулирования труда сотрудников ОАО "Жировой комбинат" в предложенных направлениях.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
Карьерное стимулирование сегодня все более привлекает внимание менеджеров серьезных фирм. Оно позволяет задействовать внутренний потенциал сотрудников объединяя в себе целый комплекс мер стимулирования эффективного труда и развития профессионального потенциала сотрудников. До того, как перейти в проектированию систему управления карьерой ОАО "Жировой комбинат" рассмотрим разработанные в кадровом менеджменте основы управления карьерным развитием персонала.
Карьера (от фр. сariera) – "успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности"[22]. Карьера является результатом осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанным с должностным или профессиональным ростом. Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками. Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры[23]:
· Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
· Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
· вертикальной карьеры — должностной рост;
· горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
· центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Краткое описание этапов карьеры отражено в табл. 6.
Таблица 6
Основные этапы карьеры
Этап карьеры |
Возрастной период |
Краткая характеристика |
Особенности мотивации (по Маслоу) | ||
Предварительный |
До 25 лет |
Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности |
Безопасность, социальное признание | ||
Становление |
До 30 лет |
Освоение работы, развитие профессиональных навыков |
Социальное признание, независимость | ||
Продвижение |
До 45 лет |
Профессиональное развитие |
Социальное признание, самореализация | ||
Завершение |
После 60 лет |
|
Удержание социального признания | ||
Пенсионный |
После 65 лет |
Занятие другими видами деятельности |
Поиск самовы-ражения в новой сфере деятельности |
Источник: Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
Этап карьеры (как точка на временной оси) не всегда связан с этапом профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этап карьеры — временной период развития личности и фазы развития профессионала — периоды овладения деятельностью. Фазы развития профессионала представлены на рис. 5.
Наставник | ||||||||||
Авторитет | ||||||||||
Интернал |
Мастер | |||||||||
Адепт |
Адаптант | |||||||||
Оптант | ||||||||||
Источник: Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.