û определение потенциальных возможностей лиц, состояниях в резерве кадров, для занятия в будущем более высокой должности, а также выдвижение из резерва на новую должность;
û перемещение с должности на должность; направление в систему подготовки и повышения квалификации;
û определение уровня знаний и профессиональной квалификации, а также политических, деловых и личных качеств работников;
û определение влияния руководителей на достижение целей социального и хозяйственного развития, стоящих перед их подразделениями;
û организация оплаты и стимулирования труда работников;
û воспитание людей и формирование социально-психологического климата;
û анализ и сопоставление результатов работы, выполняемой различными людьми;
û формирование взаимоотношений между руководителями и подчиненными; управление социалистическим соревнованием;
û учет и организация планомерного служебно-профессионального роста, придание этому росту справедливого и закономерного причинно-следственного характера.
Материалы систематической оценки могут служить объективной основой при сокращении штатов и увольнении.
Практика последних лет и принципиально новые проблемы, встающие перед управлением в условиях перестройки, приводят к выводу, что существующий порядок оценки кадров, как и вся система управления, нуждается в радикальном совершенствовании.
Анализ литературы, материалов средств массовой информации, беседы с людьми в трудовых коллективах, социологические исследования показывают, что сложившийся порядок аттестации управленческих кадров страдает следующими наиболее существенными недостатками.
С особой остротой встает вопрос об оценке кадров в связи с сокращением управленческого аппарата и специалистов, их перераспределением.
Отсутствие или слабая связь результатов аттестации с профессионально-должностным и материальным положением оцениваемого. Опросы показывают, что в результате аттестации должность, профессионально-квалификационная категория или уровень вознаграждения меняются не более чем у 5—10% оцениваемых. Нивелировка в фактической оценке приводит к массовому размножению «середняков», работающих спустя рукава.
Значительный период времени между двумя плановыми аттестациями (он составляет обычно 3—5 лет). Результаты аттестации при таком длительном перерыве перестают работать в силу приверженности людей к краткосрочным целям. Кроме того, вследствие текучести кадров и объективно необходимой перемены труда за эти 3 – 5 лет состав работников в ряде случаев успевает обновиться чуть ли не наполовину, а то и больше. Таким образом, аттестация теряет свое влияние на работников как инструмент анализа и совершенствования их трудовой и социальной деятельности.
На многих предприятиях при проведении аттестации не используются научные методы и методики, вследствие чего оценка бывает чрезвычайно расплывчатой, нечеткой как в качественном, так и в количественном отношении. При этом рекомендации аттестуемым бывают выдержаны в духе общих добрых пожеланий, никого и ни к чему конкретно не обязывающих.
Субъективизм оценки. Его причины кроются в отсутствии и несовершенстве оценочных методик, неумении и порой нежелании руководителей использовать их в практике аттестации.[6]
Апатия, нежелание членов трудового коллектива идти на обострение отношений с аттестуемым, если он заслуживает критики и отрицательных оценок. Разумеется, есть коллективы, где отношения людей строятся в духе конструктивной критики, направленной на совершенствование общего дела. Но все же во многих случаях наблюдается индифферентное отношение рядовых членов к ходу и результатам аттестации коллег. Видимо, в основе такой апатии — и это предстоит преодолеть в ходе разработки новых форм и методов оценки — в течение многих лет лежали две причины.
Во-первых, отсутствие достаточно действенного экономического подкрепления принципиальной позиции членов трудового коллектива из-за того, что труд организуется, оплачивается и стимулируется не на коллективной, а на индивидуальной основе, и результаты индивидуального вознаграждения слабо зависят от того, как работает сосед и коллектив в целом.
Во-вторых, принципиальность нуждается и в правовых, и в социально-психологических гарантиях. И такие гарантии должны обеспечиваться как повышением объективности оценочных методик, так и возможностью для рядовых членов коллектива выражать свое мнение, не опасаясь быть подвергнутым гонениям за критику и отрицательные оценки чьей-то деятельности. Существующая система аттестации таких гарантий не обеспечивает (недостаточно демократична процедура формирования состава аттестационных комиссий, голосования по результатам аттестации и др.).
Наконец, неэффективность существующего порядка аттестации проистекает и из того, что в ее подготовке и проведении, как правило, не участвуют профессионалы.
Основные методические принципы, лежащие в основе оценки, таковы:
û Регулярность проведения оценки. Оценка, чтобы держать работников в тонусе, должна проводиться, по крайней мере, не реже одного раза в два-три года, а при наличии возможностей и чаще.
û Объективность и независимость оценки. Правильность и справедливость оценки в равной степени существенно влияют и на производственные результаты, и на социально-психологический климат в коллективе, и на личную судьбу работника. Объективность и независимость оценочных суждений поэтому должны быть направлены на повышение действенности оценки, но в то же время противостоять попыткам незаслуженного навешивания ярлыков на людей. Влияние результатов оценки на профессионально-должностной рост, материальное положение и социальный статус оцениваемого. Текущие возможности и перспективы роста человека должны зависеть от результатов и эффективности труда, его общественного лица.[7]
û Комплексность оценки. В оценке должны учитываться производственные и социальные аспекты деятельности человека; прошлые, текущие и потенциально возможные результаты; намерения и практические действия; достижения и упущения; результаты в сочетании с условиями, в которых они достигались; личные, профессионально-организаторские и общественно-политические черты; стратегические и текущие цели.
û Эффективность оценки. Максимизация социально-экономического эффекта оценки должна достигаться при минимизации затрат ресурсов на ее проведение (времени, информации, труда, техники, денежных и иных затрат). Это приводит к необходимости поиска оптимальных решений.
û Демократизм в сочетании с конфиденциальностью оценки. По вполне понятным в условиях перестройки причинам процедура оценки должна быть демократичной и гласной. Вместе с тем вследствие опасности незаслуженного навешивания ярлыков во время оценки или по причине случайной ошибки при обработке оценочных данных, а также из-за несовершенства самой методики или эмоционального волнения оцениваемого могут быть получены неадекватные данные. В необходимых случаях процедура оценки должна предусматривать конфиденциальность. Человеческое достоинство и человеческая судьба — ценности, существование и развитие которых нельзя ставить в зависимость от случайностей, ошибок или покушений со стороны аморальных людей во время оценки. Ряд актуальных специальных принципов оценки предлагает известный российский специалист по психологии управления профессор Е. С. Жариков[8]: