рефераты по менеджменту

Управление инновациями

Страница
7

Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбини­рованное применение.

Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано ру­ководствоваться следующими принципами проведения экспертиз:

1) наличие независимой группы исследователей, вы­ступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее прово­дящих, и методам контроля;

2) при расчете добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривает­ся как производственная;

3) проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;

4) методы контроля должны быть увязаны с пер­спективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

При экспертизе проектов должно быть учтено по­тенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологи­ческую среду. Экспертиза содержит не только количест­венную, но и качественную оценку проектов. При при­нятии решений учитываются оценки, высказанные ка­ждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся раз­рабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.

Экспертная оценка дается на основе анализа науч­ного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе научного со­держания проекта учитываются:

1) четкость изложения замысла проекта (четкое, не­четкое);

2) четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);

3) качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинар­ный или системный характер; прикладной характер);

4) научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; на­учно-методическая проработка решения проблемы от­сутствует).

5) новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема иссле­дования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте про­блема исследования известна науке и автором не пред­ложены оригинальные подходы к решению проблемы).

Научный потенциал авторского коллектива оценива­ется с учетом анализа научного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу).

Таким образом, эксперт должен не только дать опи­сание проекта, но и оценить: его актуальность для дан­ной отрасли знаний; относится ли проект к приоритет­ным направлениям исследований; новизну поставлен­ной проблемы; перспективы развития проекта; качест­венный состав участников, а также обосновать по при­веденной выше системе оценку проекта.

Для экспериментально-лабораторных исследований экспертиза предусматривает ответы на следующие во­просы:

- подготовлены ли программы исследований;

- подготовлены ли анкеты для опроса;

- проведено ли пилотажное исследование. Предусматриваются три уровня экспертизы.

Первый уровень – предварительное рас­смотрение проекта и решение следующих задач:

- отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;

- составление мотивированных заключений по от­клоненным проектам;

- определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.

Формализация результатов экспертизы осуществля­ется на рейтинговой основе. Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы.

На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рей­тинг проекта, принимаются решения о финансирова­нии).

Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле

R = r1 + r2 + r3 ,

где R - общий рейтинг проекта;

r1, r2 – коэффициенты, учитывающие соответствен­но научную ценность проекта и реальность выполнения проекта в срок;

r3 - коэффициент коррекции суммарной оценки r1 и r2;.

R может принимать значения от 2 до 13.

Коэффициент r1 оценивает вероятность того, что вы­полнение проекта может привести к новым принципиаль­ным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области.

Коэффициент r2 учитывает научный уровень руко­водителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информацион­ное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, резуль­татам и срокам работы.

Методы отбора инновационных проектов

Экспертиза должна обеспечить выбор качественного инновационного проекта. Представленные инвесторам инновационные проекты, должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показа­телей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показа­телей по вариантам должны быть сопоставимы.

Сопоставимость представленных проектов определя­ется по:

- объему работ, производимых с применением но­вых методов (технологий, оборудования и т.п.);

- качественным параметрам инноваций;

- фактору времени;

- уровню цен, тарифов; условиям оплаты труда.

Один из важнейших принципов менеджмента — обеспечение многовариантности мероприятий. Без ана­лиза зарубежного опыта, опыта непосредственных кон­курентов инвестиции могут уйти впустую. Следует пом­нить о соотношении 1:10:100:1000, где 1 доллар — «экономия» на принятии упрощенного решения на ста­дии его формирования, а 10, 100, 1000 — потери на по­следующих стадиях жизненного цикла решения. В усло­виях рыночной экономики вариант инновационного проекта выбирается с учетом интересов инвестора.

При сравнении вариантов необходимо соблюдение принципов системного подхода. Здесь требуется учесть важнейшее свойство систем — эмерджентность, которое обусловливает неравенство совокупного эффекта от комплекса мероприятий и величины эффектов от раз­дельного их проведения. В основе сравнения иннова­ционных вариантов лежит принцип комплексного под­хода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации дан­ного варианта решения.

Одинаковые по величине затраты, осуществляемые в разное время, экономически неравнозначны. Значи­тельная продолжительность жизненного цикла инноваций приводит к экономической неравноценности осу­ществляемых в разное время затрат и получаемых ре­зультатов. Это противоречие устраняется с помощью так называемого метода приведенной стоимости, или дисконтирования, т. е. приведения затрат и результатов к одному моменту. В качестве такого момента времени можно принять, например, год начала реализации ин­новаций.

Дисконтирование основано на том, что любая сум­ма, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. С помощью дис­контирования в финансовых вычислениях учитывается фактор времени. Идея дисконтирования состоит в том, что для фирмы предпочтительнее получить деньги сего­дня, а не завтра, поскольку будучи инвестированы в инновации, они завтра уже принесут определенный до­полнительный доход. Кроме того, откладывать получе­ние денег на будущее рискованно: при неблагоприят­ных обстоятельствах они принесут меньший доход, чем ожидалось, а то и совсем не поступят.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту