3) проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условия выбора программы и методов обучения.
Планирование переподготовки кадров предполагает наличие информации о том, по каким профессиям следует обучать рабочих.
Переподготовка должна носить целенаправленный характер, т.е. быть ориентированной на конкретное рабочее место и работника, согласного его занять.
Повышение квалификации кадров направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков и рост мастерства по имеющейся у работника профессии. Особенность повышения квалификации состоит в том, что слушатели уже обладают определенными знаниями и навыками практического выполнения работ и могут в силу этого критически относиться к учебному материалу, стремясь получить именно те знания, которые им необходимы для производственной деятельности.
Система повышения квалификации, сложившаяся на производстве, включает производственно-технические курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым профессиям, курсы целевого назначения по изучению новых изделий, оборудования, технологии.
Эффективность подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров определяется различными факторами. Среди них большое значение имеют понимание целей обучения, поощрение обучающихся, практическая направленность обучения, его этапность, создание среды обучения.
Эффективность обучения в значительной мере определяется его мотивацией. Сотрудники организации (предприятия) могут быть мотивированы на активное обучение по-разному.
Среди мотивов обучения обычно выделяют:
v стремление сохранить работу;
v желание получить повышение или занять новую должность;
v интерес к самому процессу получения новых знаний и навыков;
v желание установить контакты с другими обучающимися.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации должны быть увязаны с перспективами развития и целями предприятия, профессионально-квалификационным продвижением работников, а также со стимулированием и мотивацией их трудовой деятельности. В профессиональном развитии специалистов и руководителей имеются определенные особенности, которые должны в полной мере учитываться при организации их профессионального обучения.
Подготовка руководителей имеет определенные особенности. В России она проводится в соответствии с Государственными образовательными стандартами. В частности, подготовка специалистов в части кадрового менеджмента осуществляется в различных высших учебных заведениях на основе Государственного Образовательного Стандарта высшего, профессионального образования.
Государственный образовательный стандарт является директивным документом, в соответствии с которым протекает учебный процесс.
В государственном стандарте указываются требования к специалисту, необходимый набор знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать, а также выделяются четыре цикла дисциплин:
1) цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
2) цикл общих математических и естественно-научных дисциплин;
3) цикл общепрофессиональных дисциплин;
4) цикл специальных дисциплин.
Так, в стандарте подготовки специалистов в области экономики груда и управления персоналом выделены такие требования, как знание этических и правовых норм, регулирующих межличностные отношения, способность находить нестандартные решения различных производственных и социальных задач, умение использовать на практике методы диагностики профессиональной пригодности работников и осуществлять мотивацию и стимулирование труда и др.
В цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделены:
v иностранный язык,
v история человечества,
v культурология,
v политология и.д.
К циклу общематематических и естественнонаучных дисциплин относятся:
v математика,
v линейная алгебра,
v математический анализ,
v теория вероятностей и математическая статистика,
v информатика,
v концепции современного естествознания.
Цикл общепрофессиональных дисциплин охватывает:
v экономическую теорию,
v статистику,
v бухгалтерский учет и т.д.
В цикл специальных дисциплин (т.е. дисциплин специализации) включены:
v экономика социально-трудовой сферы,
v рынок труда,
v поведение в организации,
v основы управления персоналом,
v информационные системы в управлении социально-трудовыми процессами,
v правовое регулирование социально-трудовых отношений,
v аудит и контроллинг персонала.
При этом по каждой дисциплине определен перечень вопросов, подлежащих обязательному освещению, и установлен объем времени для ее изучения в часах.
Утвержденный Государственный Образовательный стандарт становится основой для разработки учебных планов вузов, в которых, осуществляется подготовка будущих руководителей.
Все это, с одной стороны, унифицирует подготовку специалистов, в области управления и создает единое поле для конкуренции различных вузов, ведущих подготовку менеджеров. С другой стороны, единые стандарты не позволяют в полной мере учесть запросы конкретной отрасли или региона при подготовке специалистов, ибо стандарты унифицированы. Правда, в рамках стандартов имеется региональный и вузовский компоненты, т.е. оставлено определенное количество часов (около 20 % учебного времени) на усмотрение учебного заведения для учета потребностей отраслей и регионов.
Однако полученные знания устаревают и нуждаются в пополнении. Поэтому, процесс повышения квалификации и развития руководителей является одной из важнейших проблем управления персоналом.
Современные организации создают специальные системы подбора, развития и перемещения будущих руководителей. Обычно, такая система предполагает решение трех задач:
1) выявление сотрудников организации, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей;
2) подготовка этих сотрудников к работе в руководящей должности;
3) обеспечение планового замещения освободившейся должности.
Большинство организаций при работе с резервом руководителей выделяют две группы:
1) преемников или дублеров;
2) молодых сотрудников с лидерским потенциалом.
Преемники и дублеры — кандидаты на замещение определенных ключевых должностей компании, которые уже готовы к работе в таких должностях или будут готовы к этому через определенное время.
Подготовка преемников — сложный многоступенчатый процесс, который можно представить в виде следующей схемы:
1) Определение ключевых должностей и плана их замещения.
2) Определение требований к руководителям.
3) Подбор кандидатов в резерв.
4) Определение потребностей развития.
5) Подготовка индивидуальных планов развития.
6) Реализация планов развития.
7) Оценка прогресса.
8) Готовность к должности.