В странах Латинской Америки и Карибского бассейна в 2002 году отмечались посредственные экономические результаты. Прирост ВВП в размере 3% недостаточен для значительного улучшения положения с занятостью. Чтобы вдвое сократить безработицу и долю бедных трудящихся, уровень экономического роста в течение 5-10 лет должен быть не менее 4,5% в год. В ближайшем будущем прогнозируется дальнейшее развитие и увеличение размеров неформальной экономики и численности бедных трудящихся в этой группе стран.
В странах Северной Африки и Среднего Востока, несмотря на относительно высокие цены на нефть, сохраняющаяся политическая нестабильность оказывает отрицательное влияние как на инвестиции, так и на туризм. При условии достижения в 2006 году темпа экономического роста в 5,7% ситуация с занятостью может улучшиться, что позволит снизить уровень безработицы и долю бедных трудящихся.
Страны с переходной экономикой нуждаются в привлечении иностранных инвестиций и в поддержании внутреннего спроса. Темпы экономического роста должны достичь в 2006 году 4,5%. По мере перехода к рыночной экономике и повышения доходов населения до уровня доходов в странах Западной Европы перспективы занятости в этой группе стран будут улучшаться. Но для ликвидации структурной безработицы экономический рост должен сопровождаться проведением соответствующей политики.
Низкие темпы экономического роста в промышленно-развитых странах оказывают отрицательное влияние на экспорт других стран, что, как минимум, влечет за собой усиление давления на уровень заработной платы и условия труда в последних.
Ухудшение положения с занятостью в мире, а также вероятность запаздывания экономического оживления и низких темпов экономического роста способствуют росту безработицы, неполной занятости и росту численности бедных трудящихся. МОТ выступило с призывом к 2015 году сократить в два раза уровень нищеты в мире, что предполагает недопущение замедления темпов экономического роста, которое может вылиться в экономический спад. Он будет иметь серьезные последствия для социальной и политической стабильности целых регионов. Кроме того, возросшая безработица и бедность лягут тяжелым бременем на бюджеты государств и будут препятствовать стабилизации финансового положения многих стран. Необходимо, чтобы ответственные лица сконцентрировали свои усилия на мерах по обеспечению экономического роста, поскольку высокие темпы экономического роста создают возможности для создания новых рабочих мест.
Чтобы поддержать рост занятости в развивающихся странах и обеспечить создание 1 млрд. рабочих мест в течение следующих десяти лет, правительства должны преодолеть три комплекса фундаментальных структурных проблем.
Во-первых, спрос на рабочую силу в официальной экономике невысок и часто сокращается. В двух наиболее населенных странах - Индии и Китае - рост производства сопровождается незначительным увеличением использования рабочей силы. Структурные реформы и политика повышения конкурентоспособности приводят к сокращению занятости в традиционных отраслях, в частности, в странах с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы, Южной Африки и Латинской Америки. Чтобы создать необходимое количество рабочих мест для обеспечения работой растущее экономически активное население и высвобождающуюся рабочую силу при структурных изменениях в экономике, темпы роста производства должны быть очень высокими. Однако маловероятно, что такие высокие темпы будут достигнуты. В связи с этим в макроэкономическом плане необходимо стимулировать инвестиции в трудоемкие отрасли. Меры, направленные на стимулирование создания рабочих мест в частном секторе экономики, должны сопровождаться развитием инфраструктуры государственного сектора.
Во-вторых, на развивающиеся страны и на бедное население в наименьшей степени оказывают влияние внешние потрясения, которые могут вызвать рост безработицы и бедности. Поэтому власти должны уделять особое внимание проведению антициклической макроэкономической политики, направленной на смягчение негативного влияния замедления роста или экономического спада на занятость. Международные организации должны оказывать помощь странам, которые не в состоянии самостоятельно финансировать такую политику. Активная политика в области занятости и социальной защиты является основным элементом политики снижения экономической нестабильности в глобализированном мире.
В долгосрочной перспективе стратегии развития должны быть нацелены на повышение экономического статуса страны в мире и получение более высоких дивидендов от торговли. Реализация этих задач предполагает диверсификацию производства, которая позволит распределить и смягчить риски нестабильности, снизить таможенные барьеры, ограничить отрицательные последствия зависимости экономики от спроса на сырьевую продукцию, а также отказ от протекционизма, которым пользуется сельское хозяйство ПРС. Для установления связей наиболее бедных районов с национальными и международными рынками следует развивать транспортную, энергетическую инфраструктуру и коммуникации, повышать квалификацию рабочей силы за счет увеличения инвестиций в образование и профессиональное обучение.
В третьих, существование бедности само по себе препятствует росту занятости, так как бедным не хватает образования и квалификации для получения достойной занятости и поддержания здоровья, необходимого для высокопроизводительной работы. В этих условиях власти должны принимать меры по оказанию помощи бедным в получении достойной, хорошо оплачиваемой работы. Снижение бедности предполагает создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий и их интеграции в формальную экономику, а также инвестиции в системы образования и здравоохранения для того, чтобы повысить производительность труда экономически активного населения. Кроме того, для развития экономических, социальных и политических способностей граждан следует положить конец ограничениям профсоюзных прав и бороться с дискриминацией, использованием детского труда и другими негативными социальными явлениями.
По данным нового исследования Международного бюро труда (МБТ), за последнее десятилетие уровень безработицы среди молодежи снова начал увеличиваться достиг рекордного уровня в 88 миллионов человек, причем люди в возрасте от 15 до 24 лет составляют половину из общего числа безработных в мире. Новое исследование специалистов Департамента стратегии занятости МОТ «Мировые тенденции занятости среди молодежи в 2006 году» показало, что на долю молодых людей, составляющих 25% трудоспособного населения (от 15 до 64 лет), в 2003 году приходилось 47% из 186 миллионов безработных во всем мире. Однако проблема далеко не ограничивается высоким уровнем безработицы среди молодежи. Авторы доклада подсчитали, что среди 550 миллионов «работающих бедных» во всем мире (то есть тех, кто работает, но не может вывести себя и свою семью из-за черты бедности, которая составляет 1 долл. США в день) 130 миллионов – молодые люди. Пытаясь выжить, они зачастую трудятся в неудовлетворительных условиях в неформальной экономике. Борьба с молодежной безработицей, порождающей социальную незащищенность и ощущение отверженности, могла бы внести значительный вклад в развитие мировой экономики. По расчетам авторов доклада, если бы удалось сократить уровень безработицы среди молодежи вдвое, это обеспечило бы прирост мирового ВВП по меньшей мере на 2,2 триллиона долл. США, что равняется 4 процентам мирового ВВП в 2003 году. Более того: как утверждают авторы доклада, те, кто успешно начал трудовую жизнь, имеют меньший риск длительной безработицы в будущем.