рефераты по менеджменту

Сущность и виды прибыли

Страница
7

2. распределения его между юридическими лицами – учредителями;

3. погашения убытка хозяйствующего субъекта, выявленного по результатам работы за год.

Фонд потребления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. В фонд потребления перечисляются следующие выплаты в денежных и натуральных формах:

- суммы, начисленные на оплату труда (ФОТ);

- доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество хозяйствующего субъекта, начисленные к выплате работникам;

- суммы предоставленных хозяйствующим субъектом трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь.

К трудовым и социальным льготам относятся:

- оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в т.ч. женщинам, воспитывающим детей;

- надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

- оплата проездов членам семьи работника к месту использования отпуска и обратно;

- стипендии студентам и учащимся, направленных хозяйствующим субъектом на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения, выплаченные за счет средств хозяйствующего субъекта;

- оплата путевок работникам и их детям не лечение, отдых, экскурсии и путешествия за счет средств хозяйствующего субъекта;

- компенсации удорожания стоимости питания в столовых, буфетах, профилакториях;

- расходы на погашение ссуд, выделенных работникам на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков.

С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

Максимизация прибыли

Систематическое получение прибыли является необходимой целью пред­принимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирую­щей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что озна­чает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и миними­зацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.

Поскольку на практике, чтобы принять решение о выходе на рынок, не­обходимо сопоставлять цену предложения предприятия с ценой рыночного спроса, то для этого надо знать экономическую прибыль. Последняя опреде­ляется путем вычета из валового дохода экономических (предприниматель­ских) издержек предприятия:

(4)

где Tп(q) — совокупная экономическая или дополнительная прибыль предприятия за период (месяц, квартал, год),

TR(q) — совокупный валовой доход, или совокупная выручка пред­прият от реализации продукции в объеме «q»,

TC(q) — совокупные экономические (предпринимательские) издерж­ки предприятия на реализуемую продукцию в объеме «q».

Для принятия решений часто требуется знать сумму прибыли, которую получает предприятие в расчете на единицу продукции при данном объеме реализации и цене, диктуемой спросом. При определении продажной цены используют среднюю прибыль (Ап) и предельную прибыль (Мп):

(5)

где Tп(q) — совокупная сумма прибыли на определенный товар за определен- ный период,

q — объем продаж.

Из этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом прира­щения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибы­ли, предельного дохода и предельных издержек. Иными словами, прибыль максимизируется в точке, в которой любое, даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т.е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так:

(6)

где Мп(q) – предельная прибыль от объема продукции;

МR(q) – предельный доход (выручки) от объема продукции;

МС(q) – предельные издержки от объема продукции.

Из формулы (6) следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному доходу:

(7)

Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка.

Для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене. Математически это можно представить следующим образом:

(8)

Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене.

Роль прибыли в условиях развития предпринимательства

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Предприятие любой формы собственности вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. При этом предприятие как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью.

Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива.

В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.

Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращение, не обеспеченной товарными ресурсами. Отсюда - дальнейший рост цен, инфляции, а, следовательно, эмиссии денег.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту