Надо сказать, что государство всегда достаточно много (и с самого начала, с 1993 года) делало для того, чтобы венчурную индустрию развивать. Не все это заметили, но на самом деле есть фонды РФФИ и РФТИ, которые были созданы в 1993 году.
Развитие рынка прямых и венчурных инвестиций может обеспечить растущий российский бизнес финансированием, которое сегодня не могут предложить банки и другие институты развития в виду различных причин. Кроме того, вместе с деньгами венчурных фондов компании получают и их управленческий и коммерческий опыт, накопленный на множестве других проектов: в области финансового управления (финансовый учет и бюджетирование), производства, брендинга, маркетинга и сбыта, выстраивания системы корпоративного управления и т.д. Деятельность фондов направлена на повышение стоимости проинвестированных компаний за счет роста конкурентоспособности. Известны данные статистического исследования профессора Ноттингемского университета Майка Райта по 4877 промышленным предприятиям мира: производства, куда приходили фонды, повышали производительность труда на 50–90%.
Проинвестированные венчурными фондами компании, как правило, развиваются быстрее рынка, что способствует общему повышению благосостояния и развитию экономики страны, а также созданию новых рабочих мест. Например, в США - на родине индустрии прямых и венчурных инвестиций – в компаниях, развивающихся на средства фондов, работает до 11% от общего числа занятых в экономике. При этом объем рынка прямых инвестиций в США достигает рекордных 10% от ВВП. Это самый высокий показатель в мире. Для сравнения, рынок прямых и венчурных инвестиций Швеции составляет порядка 1,4% от ВВП, в то время как в России он достигает менее 0,006% или порядка $6 млрд. [6]
Индустрия прямого и венчурного капитала занимает важную позицию в комплексе мер по переходу на модель инновационного развития и повышению конкурентоспособности на глобальном рынке, так как способствует стимулированию экономики путем активного инвестирования и поддержки бизнеса с высоким потенциалом роста в существующих и новых секторах промышленности и сферы услуг.
Одна из важных ролей венчурной индустрии состоит в следующем:
Задача перевода России на инновационный путь развития требует укрепления действующих и создания дополнительных институтов развития экономики, в том числе и ускоренного формирования института венчурного финансирования.
По мнению экспертов, из 50–55 так называемых макротехнологий, которые определяют техническое могущество государств сегодня, наша страна полностью конкурентоспособна лишь по пяти-шести направлениям, еще по семи-восьми отставание от лидеров не критично. Следовательно, целесообразно для усиления конкурентоспособности российской экономики сосредоточиться на определенном этапе на поддержке инвестирования в наиболее развитые направления, отказавшись или ограничив инвестирование в отстающие.
В первое пятилетие нового века было осознано, что российские высокотехнологические инновационные компании на ранней фазе не вызывают интереса у профессиональных российских и зарубежных прямых инвесторов. Не получая достаточной финансовой поддержки, новые инновационные проекты не развиваются или даже "закрываются", не имея возможности для развития, что снижает конкурентоспособность страны. Поэтому рынок венчурных инвестиций в России, который находится на этапе становления, требует (как это было и в других странах на данном этапе) участия государства – для создания адекватных институтов венчурного инвестирования. Важной задачей при этом является определение путей комплексного развития венчурной индустрии и повышения роли государственного участия в ее становлении. Также не менее важным является определение роли и частного бизнеса в развитии национальной венчурной индустрии.
В России венчурная индустрия была привнесена извне в начале 1990-х годов. Ее возникновение стало следствием не инициативы, откликающейся на внутренние потребности развития местного предпринимательства и рынка, а результатом политико-административных решений, за которыми стояло стремление международных финансовых институтов развития содействовать трансформирующейся экономике страны в становлении рыночных институтов.
В последние годы российская экономика становится все привлекательнее для фондов прямых и венчурных инвестиций. Приоритетные направления государственной политики, нацеленные на формирование благоприятной среды для развития малых и средних компаний (в том числе высокотехнологичных), а также в целом положительная динамика развития российской экономики приводят к тому, что для прямых и венчурных инвесторов в России создаются все более выгодные условия для деятельности.
Первые усилия по формированию института венчурного инвестирования, как важнейшего элемента модели инновационного развития на основе партнерства бизнеса и общества, были предприняты в России еще в 1992 году и продолжались с нарастающими темпами в течение всех последующих лет. Период 2005–2006 годов явился этапом существенной активизации усилий Правительства Российской Федерации по развитию института венчурных инвестиций в стране на основе механизмов частно-государственного партнерства.
Основными событиями на российском инвестиционном рынке в последний период являлись: