ВВЕДЕНИЕ
Актуальность такой темы для курсовой работы как «Стратегическое управление» несомненно, велика. Она имеет большое значение так как, это, сравнительно молодое, перспективное и необходимое в бизнесе направление, активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов в организации в условиях рынка. Это направление, постепенно вводимое в России, получило признание во всем деловом мире. А это значит, что, изучая его, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию и предпринимая необходимые для организации шаги.
Цель и задачи. Выбрав для написания курсовой работы по предмету «Теория управления» довольно объемную тему «Стратегическое управление», автор задается целью:
v провести исследование, изучив и проанализировав основополагающие источники российских и зарубежных специалистов в области научного управления, которое даст возможность не только познакомиться, но и разобраться в столь не простой, но, тем не менее, очень интересной и актуальной на сегодняшний день сфере менеджмента как стратегическое управление.
Задачи работы автор видит в рассмотрении таких вопросов:
q как понимать стратегическое управление,
q каковы его сущность и содержание;
q что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается;
Степень изученности темы довольно велика, но есть основания полагать, что ее развитие будет продолжаться, поскольку взлетов и падений в бизнесе не избежать. А человечество стремится к максимально простому, но в тоже время безопасному и с финансовой точки зрения ведению управленческих процессов.
Сам термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х годов XX века, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Виханский О.С. (Стратегическое управление 2003), Ансофф И. (Стратегическое управление 1989), Акофф Р. (Планирование будущего корпорации 1985). А также таких именитых западных ученых, как Schendel и Hatten, Higgens, Pears и Robinson, Thompson и Strickland и многих других специалистов в сфере управления.
Важно отметить, что ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому (80-е годы), стала идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, чтобы надлежащим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.
Обзор источников. Рассмотрим основные использованные источники.
Так Олег Самуилович Виханский в своем учебнике “Стратегическое управление” от 2003 дает комплексное изложение теории стратегического менеджмента и освещает реализацию управления, выработку и осуществление стратегии в трех ключевых сферах: сфере развития и поведения во внешней среде, сфере создаваемого продукта, сфере персонала организации. Это, по-моему, лучшее пособие по данной теме, причем именно того автора, который написал первый в России учебник “Стратегическое управление”.
Вторым источником послужила книга Ансоффа И. “Стратегическое управление”. В ней именитый американский ученый сформулировал саму суть стратегического менеджмента: “Стратегия — сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого современная фирма может противостоять меняющимся условиям.”[3, с.43] Также И. Ансофф выделяет два основных конечных продукта стратегического управления: обеспечение потенциала для достижения целей организации в будущем и создание подвижной структуры, обеспечивающей чувствительность организации к изменению во внешней среде.
Акофф Р. в книге “Планирование будущего корпорации” систематизирует свои взгляды на управление в форме концепций интерактивного (основанного на взаимодействии) и партисипативного (участие всех заинтересованных лиц, групп, сил) планирования корпорации.
Интерес представляет веб-страница www.smanagement.ru/. Сайтпосвящен стратегическим вопросам развития бизнеса, рассмотрению всех моментов теории и применение их на практике, а также помощи всем руководителям и менеджерам высшего звена в расстановке и установления всех связей взаимодействия структурных подразделений, понятиям и овладеванию инструментами стратегического управления, возможностям научиться пользоваться инструментами стратегического анализа, сопоставлять различные стратегические альтернативы, а также составлять стратегические планы, разрабатывать навыки системного анализа. Этот сайт предназначен прежде всего для отечественных предпринимателей, для отечественных руководителей всех уровней и для студентов российских бизнес-школ. Его найдут полезным и преподаватели российских бизнес-школ. Миссия сайтасостоит в том, чтобы помочь всем руководителям, менеджерам разных уровней и студентам МВА постоянно совершенствовать свои знания, получить возможность узнавать новые технологии управления и теории. Стратегия сайта, создать лучший информационный WEB-портал по стратегическому менеджменту. Стать независимым источником информации, для удовлетворения своих посетителей путем наиболее полного и высококачественного содержания сайта. (Вечелковский Вячеслав - руководитель проекта).[7]
Теперь рассмотрим конструктивные определения, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен (Schendel и Hatten) рассматривали его как процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям. По Хиггенсу (Higgens), стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением Пирс и Робинсон (Pears и Robinson) определяют стратегическое управление как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных, чтобы достичь цели организации. Существует еще много определений, авторы которых делают упор на разные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от так называемого «обычного менеджмента». [4, с. 29-30]
А «особенность стратегического управления состоит в том, что в нем очень мало рутинных процедур и очень много творчества, т.е. очень велика роль искусства. Поэтому теория стратегического управления формируется на основе обобщения практики успешного решения стратегических задач управления фирмой и на основе выделения отдельных управленческих схем и утверждений, которые указывают на то, с помощью чего можно добиться успешного результата. Иными словами, теория стратегического управления говорит о том, что в управлении организацией она может помочь ей добиться успеха на рынке.»[4, с.6]