В самом договоре маркетинга должен быть определен его предмет. Предметом данного договора является наименование работы с отсылкой к заданию на проведение. Должны быть указаны руководящие документы, в соответствии с которыми выполняется работа. Это в первую очередь задание на проведение маркетингового исследования, а когда сторонами установлены этапы проведения, то так же программа выполнения работ с указанием частных содержания, сроков и результатов каждого этапа.
Устанавливается общий срок выполнения работ, порядок сдачи работ, требования, предъявляемые к отчету исполнителя. В договоре определяются стоимость работ и порядок расчетов. Результатом работ являются выводы и рекомендации, подготовленные исполнителем на основе исследования и излагаемые в отчете.
Необходимым требованием к результатам маркетингового исследования является достаточность содержащегося в отчете объема информации для принятия решения заказчиком о выпуске конкретного товара, объемах производства, ассортименте и качественных показателях, уровне цен. Кроме того, заказчик должен располагать данными для определения направлений и способов продвижения товара на рынок.
Как и всякие работы, маркетинговые исследования должны обеспечиваться гарантией достоверности, надежности результатов. Для этого в договоре может предусматривать ответственность маркетолога, например в виде обязанности возврата части полученной платы при недостижении спрогнозированных результатов. Необходимо учитывать, что достижение продаж товара зависит не только от достоверности выводов маркетолога, но и от множества других факторов, в том числе от квалификационности действий самого заказчика. Поэтому основания и размеры ответственности исполнителей в маркетинговых договорах должны определяться очень взвешенно.
При определении ответственности маркетологов должны применяться по аналогии положения, предусмотренные ст. 761 ГК РФ об ответственности исполнителей по договорам на выполнение проектных и изыскательских работ. В соответствии с названной нормой при обнаружении недостатков в маркетинговых работах исполнитель обязан безвозмездно произвести необходимые дополнительные работы.
Договором может быть предусмотрено, что убытки, причиненные исполнителем заказчику, не возмещаются или подлежат возмещению в пределах стоимости (полной или частичной) работ, в которых выявлены недостатки. По смыслу п.4 ст.723 ГК РФ условие договора об освобождении исполнителя от ответственности, за определенные недостатки не освобождает его от ответственности, если доказано, что такие недостатки возникли вследствие виновных действий или бездействия исполнителя.
Обязательным условием работ является их конфиденциальность. На практике маркетинг не ограничивается изучением спроса и предложения на рынке, но и включает в себя дополнительные услуги по оптимизации производства, сбытовой сети, организационной структуры заказчика[15].
Рекламой применительно к коммерческой деятельности признается распространение в любой форме и с помощью любых средств информации о товарах либо о юридическом лице (предпринимателе), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим товарам или лицу и способствовать реализации товаров.
По объемам использования рекламы Россия занимает одно из ведущих мест в Европе. Несмотря на это, договорные отношения по созданию и распространению рекламы специально не регулируются ГК РФ и другими гражданско-правовыми законами. При заключении таких договоров следует руководствоваться общими положениями ГК РФ о договорах, нормами авторского права, иными нормативными актами, относящимися к данной деятельности.
В рекламной деятельности подлежат учету требования Федерального закона от 18.07.95 №108-ФЗ «О рекламе»[16], Закона о конкуренции и других специальных законов. Эти правовые акты регулируют публичные отношения в сфере рекламы. Так, целями Федерального закона «О рекламе» являются защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.
Договоры на рекламу бывают двух видов:
1) на производство рекламного продукта между рекламодателем и рекламопроизводителем;
2) на распространение рекламы между рекламодателем и рекло- мораспространителем (иногда такой договор может именоваться «договором проката рекламной информации»).
При этом можно совмещать все обязательства в одном договоре, если производство и распространение рекламной информации осуществляет одно лицо. Различают также договоры на разовую рекламу и на проведение рекламных кампаний[17].
Оперативное получение сведений о потребителях соответствующих товаров, возможных объемах продаж, финансовой надежности контрагентов представляет одну из главных предпосылок наращивания объемов товарооборота, развития российского товарного рынка. Поэтому надлежащее информационное обеспечение коммерсантов сейчас намного важнее рекламы.
Информация не является имуществом и потому не входит в круг объектов коммерческого права. Вместе с тем использование информации представляет собой важный момент коммерческой деятельности.
Отношения по сбору, обработке, накоплению и предоставлению информации регулируются Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»[18]. Согласно ст. 2 Закона, информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
Относительно информации могут заключаться следующие виды договоров: на оказание информационных услуг; на передачу информации; на переработку информации.
Предметом таких договоров могут быть:
1) разовая информация;
2) систематическое предоставление определенной информации;
По договору поручения одна сторона (поверенный), выступая от имени и за счет другой стороны (доверителя), совершает определенные юридические действия.
Договор поручения может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок.
Так как поверенный выступает от имени доверителя, то юридические действия, определенные договором, он совершает на основании доверенности, которая определяет полномочия поверенного. Срок действия доверенности не может превышать три года. Согласно статье 972 ГК РФ, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение. В случае если договором размер вознаграждения не определен, то, согласно пункту 3 статьи 424 ГК РФ, доверитель обязан оплатить услуги поверенного по цене, по которой они обычно оплачиваются в сравнимых обстоятельствах.
Существенным условием договора поручения является указание действия, которое должен совершить поверенный.
Если стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора, то он считается заключенным. Заключенный договор определяет права и обязанности сторон.