Наше рассмотрение этапов рационального решения проблем должно служить в качестве рекомендаций, способных помочь в принятии более эффективных решений в сложных ситуациях.
Решение – это организационная реакция на возникшую проблему. Этап изучения ситуации направлен на признание или не признание существующей в организации проблемы.
Проблема – это различие между настоящим и желаемым состоянием объекта. Характеристика проблем приведена в табл. 1.2.
Таблица 1.2. Типы производственных проблем и методы их решения
Типы проблем | Характеристика проблем | Примеры | Методы решения |
Стандартные |
Четко определенная цель решения, альтернативы решения, очевиден критерий эффективности, выявлены количественные взаимосвязи |
Составление расписания в вузе в соответствии с заранее известной часовой и предметной нагрузкой |
Решение может быт сведено к общей модели, которая, если придавать ее параметрам конкретные значения, может быт приспособлена для решения широкого круга задач. Например, методом линейного программирования |
Хорошо структурированные |
Проблемы выражены или в результате небольших преобразований могут быть выражены в цифровых значениях, количественно измеримы |
Поиск оптимального варианта распределения свободных денежных средств, определение наиболее экономичных ресурсов для производства |
Экономико-математические методы |
Слабоструктурированные |
Не все условия и факторы имеют количественную определенность, преобладает качественная оценка, критерий эффективности не является внутренне присущим той или иной системе, а определяется исследователем |
Выбор рынка сбыта |
Строгие математические методы, эвристические процедуры |
Неструктурированные |
Зачастую неясна сама проблема. Многие факторы качественного характера не являются экономическими и не поддаются строгой формализации и количественной оценке |
Формирование бюджета организации |
Решения основываются на убеждении, интуиции и субъективных суждениях |
Принять решение – значит установить приоритетность. Некоторые из основных проблем при принятии решения – это то, что зачастую руководители пытаются сразу выполнить большой объём работы и распыляют свои силы на отдельные, часто несущественные, но кажущиеся необходимыми дела.
Процесс принятия решения – это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
Эта модель принятия решений идеализирована, так как реальные процессы принятия решений вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, требующих решения, как правило, от нее отличаются, т.е. структура процесса принятия решений во многом определяется ситуацией и решаемой проблемой.
1.1 Название предприятия:
АООТ «Здоровье».
1.2 Характер деятельности:
Производство лекарственной продукции из лекарственного, растительного сырья.
1.3 Форма собственности:
Собственность акционеров.
1.4 Организационно - правовая форма:
Акционерное общество открытого типа.
1.5 Месторасположение:
Россия, Москва
1.6 История создания предприятия:
Акционировано на базе государственного предприятия в 1992г.
1.1 Финансовое состояние предприятия:
Дебиторская задолжность - 2 млрд.руб.
Месячная реализация продукции на сумму - 430 млн.руб.
Рентабельность производства - 25%.
1.9. Сегмент рынка:
Московский регион, Центральная Россия, Северный Кавказ.
1.10. Доля рынка:
1.11. Внешнеэкономическая деятельность:
Закупка сырья за рубежом. Составляет 30% от необходимого количества.
1.12. Основные проблемы предприятия:
– проблема неплатежей предприятию
– рынок сбыта
– повышение цен на сырье поставщиками
– закупка качественного сырья
– невысокий уровень технологического оснащения.
Возглавляет техническую систему на заводе служба главного инженера, которой подчиняются такие отделы, как отдел подготовки производства, технический отдел, служба отдела технического контроля, мастерская по механико-сборочным работам, служба энергетики, пожарная служба, служба транспортного цеха и медсанчасть.
Для осуществления нормальной работы предприятия на заводе существуют следующие объекты:
– котельная
– система водоснабжения
– здание механико-слесарной мастерской
– здание пожарной части данного завода
– гаражи
– автозаправочная станция
– склады для хранения сырья, производственных инструментов, оборудования и других вспомогательных предметов.
– производственные помещения (переработка и производство лекарственных препаратов)
– административное здание
– различное оборудование (резки, фасовочные автоматы и др.)
2.2 Анализ социальной подсистемы
Социальная подсистема-это система межличностных отношений в процессе производства (между сотрудниками, между руководителем и подчиненным).
Руководство, квалифицированные специалисты, рабочие, менеджеры (руководители отделов), вспомогательные служащие (уборщики, вахтерши и др.) – Люди, как важнейший элемент организации.
Также, данное предприятие сотрудничает с такими организациями как: банк, страховая компания, пожарная служба, милиция и др.
3 Внутренняя среда организации
Любое предприятие, фирма, организация состоит из их внутренних элементов. К основным элементам внутренней среды организации относятся:
– миссия организации
– цели
– деловая стратегия
– люди
– структура
– ресурсы
– технологии.
Ниже представлена схема взаимодействия этих элементов:
Миссия организации
Цели
Деловая стратегия
Структура
Ресурсы Люди
Технологии
Из схемы мы видим, что все эти элементы взаимосвязаны и если произойдет изменение одного из этих, то это повлечет и изменение других.