· выделение необходимых финансовых средств для оплаты высококлассных юристов и переводчиков.
Технические риски
Связаны со сложностью проведения работ и отсутствием на настоящий момент технического проекта.
Возможно неполное использование оборудования и задержка во вводе технических систем.
Меры по снижению риска:
· ускоренная проработка (или получение гарантий от поставщиков) технической увязки оборудования и технических комплексов;
· заключение контрактов на условии «под ключ» с санкциями за неувязки и срывы сроков;
· страхование технических рисков.
Производственные риски
Связаны в первую очередь с возможностью задержек ввода в эксплуатацию новых технических средств и недостаточно высокого качества предоставляемых услуг.
Оценку качества и рейтинга оказываемых услуг невозможно сделать с достаточной степенью точности и поэтому есть риск, что она может быть недостаточно высокой.
Потенциал выпуска качественных услуг в перспективе высок.
Существенным риском может явиться отсутствие высоко квалифицированного персонала (по оказанию гостиничных услуг).
Меры по снижению рисков:
· четкое календарное планирование и управление реализацией проекта;
· ускоренная разработка дизайн концепции, включая критерии качества;
· разработка и использование продуманной системы контроля качества услуг на всех этапах ее создания;
· обоснование и выделение достаточных финансовых средств для приобретения высококачественного оборудования;
· подготовка квалифицированных кадров (в том числе за рубежом).
Внутренний социально-психологический риск
При становлении данного вида бизнеса могут возникнуть следующие социально-психологические риски:
· социальная напряженность в коллективе;
· дефицит, текучесть профессиональных кадров;
· наличие деструктивной позиции.
Меры по снижению риска:
· подбор профессиональных кадров (включая тестирование), при необходимости – обучение;
· выработка механизма стимулирования работников, включая участие в результатах работы Компании;
· система сквозной многоуровневой информированности коллектива и управленцев;
· разработка эффективного подхода к формированию и распределению фонда оплаты труда.
Маркетинговые риски
Связаны с возможными задержками выхода на рынок, неправильным (без учета потребностей рынка) выбором услуг, ошибочным выбором маркетинговой стратегии, ошибками в ценовой политике и т.п.
Задержки выхода на рынок могут быть вызваны как производственно-техническими причинами, рассмотренными выше, так и неготовностью компании эффективно реализовать и продвинуть на рынок свой технический, производственный, художественный и другой потенциал, что требует соответствующей мировым стандартам маркетинговой программы и реализующей ее службы.
Поскольку в настоящий момент не имеется полномасштабной программы маркетинговых мероприятий, то оценка степени решения маркетинговых задач низкая. В то время как для фирмы, ставящей целью отвоевать часть рынка у конкурирующих фирм, маркетинговые задачи должны быть первоприоритетными.
Анализ конкурентов показывает, что конкурентная борьба будет жесткой, конкуренты имеют ряд преимуществ. В связи с этим необходимо тщательно осознать свои главные преимущества и сфокусировать на них основные усилия и ресурсы.
Меры по снижению риска:
· создание сильной маркетинговой службы;
· разработка маркетинговой стратегии;
· разработка и реализация продуктовой (ассортиментной) политики и подчинение ей деятельности всех подразделений (например, путем разработки и использования технологии управления по результатам);
· разработка и реализация программы маркетинговых мероприятий;
· проведение полного комплекса маркетинговых исследований и т.п.
Финансовые риски
Связаны в первую очередь с обеспечением доходов, зависящих в первую очередь от рекламы, а также с привлечением инвестиций.
Рабочий вариант финансового плана (Приложение 1) предполагает, что основные финансовые поступления обеспечиваются за счет использования номеров. Снижение цены или загрузки номеров гостиничного комплекса приводит к серьезным трудностям по реализации проекта.
Меры по снижению риска:
· неотложное проведение исследований требований потребителей услуг;
· разработка и использование продуманной системы контроля качества услуг на всех этапах их создания;
· обоснование и выделение достаточных финансовых средств для создания и приобретения высококачественного оборудования;
· использование подхода диверсификации источников дохода, в первую очередь, за счет связки «офис-номера»;
· выход на фондовый рынок.
Другим важнейшим фактором финансового риска является необходимость своевременного получения крупных инвестиций.
Наличие инвестиций является необходимым условием начала проекта: насколько они задержатся, настолько задержится начало проекта.
Таким образом, инвестиции – это самый жесткий и жизненно важный фактор.
Меры по снижению риска:
· разнообразие предлагаемых схем финансирования проекта;
· разработка инвестиционно-финансовой стратегии, целью которой является попадание в зону прибыльного функционирования;
· проведение комплекса мер по поиску инвестиционных и кредитных ресурсов.
Ближайшие шаги разработчиков и собственников проекта:
· проведение углубленной проблемной диагностики проекта;
· проведение комплекса мер по поиску инвестиционных и кредитных ресурсов;
· организация коллективной работы руководства верхнего и среднего уровня с консультантами по выработке стратегии и конкретной программы мероприятий, в первую очередь, связанных с маркетингом, рекламой и диверсификацией и обеспечивающих:
· установление АО;
· высокую экономическую эффективность проекта;
· минимизацию риска;
· формирование и организационное оформление команд для реализации выработанных мероприятий;
· поиск стратегических зарубежных партнеров, имеющих опыт в создании подобных учреждений и способных оказать техническую и инвестиционную поддержку.