Технико-экономические исследования показали, что при суммарном грузообороте тарно-штучных грузов, контейнеров, тяжеловесных грузов, металлов и лесоматериалов до 100 вагонов/сут наилучшее решение — схема на рисунок 6, б. При грузообороте от 100 до 150 вагонов/сут нетрадиционное расположение железнодорожного и автомобильного грузовых фронтов не дает существенного экономического эффекта, а наилучшие технологические показатели у варианта с центральным расположением погрузочно-разгрузочных путей и одним поперечным проездом. При его реализации уменьшается в 2 раза длина путей, в 1,5—2 раза объем маневровой работы, хотя несколько увеличивается пробег автомобильного транспорта.
Для суммарного грузооборота от 150 до 200 вагонов/сут преимущество по технико-экономическим показателям надо отдать варианту с традиционным расположением автомобильного и железнодорожного грузовых фронтов, где открытые площадки занимают объемлющее положение относительно комплекса для тарно-штучных грузов. При окончательном выборе объемно-планировочного решения необходимо учитывать внутреннюю планировку отдельных секций, которая существенно влияет на технологию и технико-экономические показатели всего комплекса.
Рисунок 4 - Вариант объёмно планировочного решения.
|
Анализом многочисленных планировочных решений предприятий материально-технического снабжения выявлены следующие особенности их проектирования:
размещение в одном блоке крытого склада, служебно-технических и бытовых помещений;
расположение открытой площадки для контейнеров, тяжеловесов перпендикулярно продольной оси основного корпуса, укладка погрузочно-разгрузочных путей параллельно или перпендикулярно оси площадки, а таже трассирование на открытых площадках нескольких поперечных укладка железнодорожных путей перпендикулярно продольной оси площадки (рисунки 4 и 5);
|
Рисунок 5 - Объёмно планировочное решение универсальной базы.
объединение крытого склада и открытой площадки в блок с единой архитектурно-планировочной композицией (рисунок 6, б).
Рисунок 6 - Варианты планировки универсальных баз с поперечными автопроездами.
Главная цель выбора схем и параметров объемно-планировочных решений состоит в том, чтобы не только обеспечить рациональное использование технических средств, бесперебойное обслуживание транспортных потоков, безопасность движения транспортных средств (необходимое условие), но и минимизировать потребность в территории и приведенные расходы, связанные со строительством и эксплуатацией транспортно-складских комплексов. Схемы проектируют с учетом характеристики грузовых единиц, способов перевозки грузов, типов погрузочно-разгрузочных машин и складского оборудования, интенсивности выполнения перегрузочных операций, конструкций элементов комплекса. складам; в черте города автомобили доставляют мелкие партии грузов получателям и т. д. Если известны месторасположение получателей, время выдачи грузов, то можно составить оптимальную схему рейса ТС, при реализации которой получается минимум суммарной продолжительности или пробега при выполнении рейса. Нетрудно заметить, что рассматриваемая задача является аналогом построения оптимального плана рейса ПТМ при обслуживании ячеек стеллажей; та и другая относятся к задаче коммивояжера.
Нередко в вагоны, автомобили и тягачи с прицепами при отправлении с баз, грузовых складов и промышленных предприятий загружаются грузы различной объемной массы (сборные отправки). При наличии нескольких типов транспортных средств, отличающихся грузоподъемностью и вместимостью, в принципе нетрудно составить и реализовать такие схемы совместной перевозки в одном вагоне, прицепе и т. д. несколько родов груза, при которых будет обеспечено максимальное их использование по грузоподъемности и вместимости. Развитием данного подхода является распределение взаимозаменяемых порожних вагонов, контейнеров и автомобилей различного типа по пунктам погрузки в зависимости от типа вагона, контейнера, автомобиля и объемной массы груза с точки зрения наилучшего использования их грузоподъемности и вместимости. Эта задача аналогична по своей постановке и методам решения распределению автомобилей, тягачей с прицепами, машин напольного транспорта по маршрутам движения. Основанием для такого распределения является различная стоимость перевозок, и в качестве критерия оптимизации могут быть приняты эксплуатационные затраты.
Заключение.
Система материально-технического снабжения нуждается в совершенствовании. Она должна превратиться в гибкий механизм, помогающий народному хозяйству работать ритмично и устойчиво. В этой связи большое значение имеет улучшение экономической работы складского хозяйства предприятий оптовой торговли.
Важным показателем оценки работы действующих складов является бесперебойность снабжения потребителей. Качество работы склада характеризуется своевременностью, бесперебойностью и комплектностью снабжения материалами потребителей с наименьшей затратой материальных и денежных средств. При выборе варианта устройства склада и механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ существенное значение имеет размер первоначальных капитальных вложений. Наиболее выгодным вариантом будет считаться тот, который при наименьших начальных затратах даст лучшие технико-экономические показатели. При этом срок окупаемости капиталовложений будет меньшим.
В наше время перед проектировщиками складских помещений поставлена задача по разработке, созданию и внедрению новых прогрессивных технологий складской переработки грузов с необходимым прогрессивным комплексом машин и оборудования. В соответствии с этим можно назвать следующие ключевые направления научно-технического прогресса в проектировании современных автоматизированных предприятий оптовой торговли с цехами услуг:
1) разработка и формирование оптимальных структур подъемно-транспортного оборудования по грузоподъемности и специализации;
2) автоматизация погрузочно-разгрузочных, подъемно-транспортных и складских работ с широким использованием микропроцессорной техники, ЭВМ, развитие диспетчеризации на основе информационных систем;
3) совершенствование подъемно-транспортных средств с целью повышения надежности и сокращения расходов на содержание в процессе эксплуатации;
4) дальнейшее развитие и повышение эффективности контейнерных и пакетных перевозок грузов;
5) разработка и внедрение единых прогрессивных т