Бизнес-план инновационного проекта позволяет оценить и обосновать возможность реализации проекта в условиях конкуренции. При составлении бизнес-плана необходимо ответить на такие вопросы, как: на кого рассчитан новый продукт, с кем придется конкурировать, найдут ли продукт или услуга своего покупателя? Бизнес-план представляет собой краткий программный документ, дающий представление о целях, методах осуществления и ожидаемых результатах инновационного проекта. Ценность его заключается в том, что он дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции, содержит ориентир критериев развития проекта и служит важным инструментом финансовой поддержки со стороны внешних инвесторов.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от вида инновационного проекта, т.е. масштабов, значения для народного хозяйства, научной направленности, размеров предполагаемого рынка сбыта и наличия конкурентов.
Разработка инновационного проекта завершается подготовкой проектной документации. Единый состав проектной документации пока не установлен и в каждом конкретном случае ее состав определяется в исходном задании. Инновационный проект любого уровня должен включать следующие разделы:
- содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в рамках проекта;
- основные цели и задачи, сроки и этапы реализации проекта;
- система мероприятий программы проекта;
- состав НТС;
- ресурсное обеспечение проекта за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ и т.д.;
- оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации проекта;
- механизм реализации проекта;
- организация управления проектом и контроль за ходом его реализации.
Каждый из перечисленных разделов представляется табличным или графическим материалом. К проекту должны быть приложены пояснительная записка и бизнес-план с социально-экономическими обоснованиями.
При оформлении проекта можно выделить выполнение следующих процедур:
- подготовка проектной документации;
- проектирование организационных мероприятий по реализации проекта;
- утверждение проекта;
- распределение заданий проекта по соответствующим планам;
- составление координационных планов решения проблемы на ближайший период;
- подготовка заказов-нарядов на проведение работ.
При реализации инновационных проектов приоритетными и поддерживаемыми со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты. В Приложении приведен рекомендуемый перечень критериев инновационных проектов.
Важно отметить, что показатели верхнего уровня, приоритетные направления - это показатели, важные для уровня народного хозяйства в целом. Они являются обязательными для оценки и контроля на всех последующих более низких по иерархии уровнях, решающих частные задачи (социально-экономические приоритеты и ключевые проблемы; приоритетные направления НТП; государственные научно-технические программы; проекты, реализующие эти программы). На следующем уровне ключевых проблем (например, обеспечение теплом и энергией) добавляются внутренние автономно используемые на этом уровне характеристики.
В результате формируется система критериев, которая дает возможность оценить вклад инновационного проекта любого уровня в достижении конечных целей реформ и использовать эту информацию для соответствующего распределения ресурсов на реализацию таких проектов.
Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных критериев и основных элементов реализации проекта. Для того чтобы свести полученные результаты в единое целое для получения общей оценки, можно использовать критерии, перечисленные в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Критерии | Оценка | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Цели, стратегия, политика и ценности предприятия | ||||||
1. Совместимость проекта с текущей стратегией | ||||||
2. Согласованность проекта с представителями потребителей о предприятии | ||||||
3. Соответствие проекта отношению предприятия к риску | ||||||
4. Временный аспект риска | ||||||
Маркетинг | ||||||
1. Соответствие проекта определенным потребностям рынка | ||||||
2. Оценка общей емкости рынка | ||||||
3. Оценка доли рынка | ||||||
4. Вероятность коммерческого успеха | ||||||
5. Возможный объем продаж | ||||||
Продолжение табл. 3.1 | ||||||
Критерии | Оценка | |||||
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | ||
6. Оценка конкурентов | ||||||
7. Согласованность с существующими каналами сбыта | ||||||
8. Общественное мнение о новом продукте | ||||||
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы | ||||||
1. Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия | ||||||
2. Вероятность технического успеха | ||||||
3. Стоимость и время разработки проекта | ||||||
4. Отсутствие патентных нарушений | ||||||
5. Наличие научно-технических ресурсов | ||||||
6. Возможность будущих разработок продукта и дальнейшее применение внедряемой технологии | ||||||
7. Согласованность с другими инновационными проектами предприятия | ||||||
8. Наличие вредных воздействий продукта и процесса его производства на окружающую среду | ||||||
9. Соответствие проекта текущему и перспективному законодательству об охране окружающей среды | ||||||
Финансы | ||||||
1. Стоимость НИОКР | ||||||
2. Затраты на производство | ||||||
3. Стоимость маркетинговых исследований | ||||||
4. Наличие финансовых средств и необходимые сроки | ||||||
5. Согласованность с финансированием других проектов предприятия | ||||||
6. Ожидаемая норма прибыли | ||||||
7. Соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятых на предприятии | ||||||
Производство | ||||||
1. Соответствие численности и квалификации научно-производственного персонала предприятия для реализации инновационного проекта | ||||||
2. Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия | ||||||
3. Стоимость и наличие необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий | ||||||
4. Издержки производства | ||||||
5. уровень безопасности производства | ||||||