рефераты по менеджменту

Управление инновационным проектом

Страница
6

Бизнес-план инновационного проекта позволяет оценить и обосновать возможность реализации проекта в условиях конкуренции. При составлении бизнес-плана необходимо ответить на такие вопросы, как: на кого рассчитан новый продукт, с кем придется конкурировать, найдут ли продукт или услуга своего покупателя? Бизнес-план представляет собой краткий программный документ, дающий представление о целях, методах осуществления и ожидаемых результатах инновационного проекта. Ценность его заключается в том, что он дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции, содержит ориентир критериев развития проекта и служит важным инструментом финансовой поддержки со стороны внешних инвесторов.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от вида инновационного проекта, т.е. масштабов, значения для народного хозяйства, научной направленности, размеров предполагаемого рынка сбыта и наличия конкурентов.

Оформление проектной документации

Разработка инновационного проекта завершается подготовкой проектной документации. Единый состав проектной документации пока не установлен и в каждом конкретном случае ее состав определяется в исходном задании. Инновационный проект любого уровня должен включать следующие разделы:

- содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в рамках проекта;

- основные цели и задачи, сроки и этапы реализации проекта;

- система мероприятий программы проекта;

- состав НТС;

- ресурсное обеспечение проекта за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников, бюджетов субъектов РФ и т.д.;

- оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации проекта;

- механизм реализации проекта;

- организация управления проектом и контроль за ходом его реализации.

Каждый из перечисленных разделов представляется табличным или графическим материалом. К проекту должны быть приложены пояснительная записка и бизнес-план с социально-экономическими обоснованиями.

При оформлении проекта можно выделить выполнение следующих процедур:

- подготовка проектной документации;

- проектирование организационных мероприятий по реализации проекта;

- утверждение проекта;

- распределение заданий проекта по соответствующим планам;

- составление координационных планов решения проблемы на ближайший период;

- подготовка заказов-нарядов на проведение работ.

Основные критерии оценки инновационных проектов

При реализации инновационных проектов приоритетными и поддерживаемыми со стороны государства должны быть те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты. В Приложении приведен рекомендуемый перечень критериев инновационных проектов.

Важно отметить, что показатели верхнего уровня, приоритетные направления - это показатели, важные для уровня народного хозяйства в целом. Они являются обязательными для оценки и контроля на всех последующих более низких по иерархии уровнях, решающих частные задачи (социально-экономические приоритеты и ключевые проблемы; приоритетные направления НТП; государственные научно-технические программы; проекты, реализующие эти программы). На следующем уровне ключевых проблем (например, обеспечение теплом и энергией) добавляются внутренние автономно используемые на этом уровне характеристики.

В результате формируется система критериев, которая дает возможность оценить вклад инновационного проекта любого уровня в достижении конечных целей реформ и использовать эту информацию для соответствующего распределения ресурсов на реализацию таких проектов.

Полная оценка инновационного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных критериев и основных элементов реализации проекта. Для того чтобы свести полученные результаты в единое целое для получения общей оценки, можно использовать критерии, перечисленные в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Критерии

Оценка

1

2

3

4

5

Цели, стратегия, политика и ценности предприятия

         

1. Совместимость проекта с текущей стратегией

         

2. Согласованность проекта с представителями потребителей о предприятии

         

3. Соответствие проекта отношению предприятия к риску

         

4. Временный аспект риска

         

Маркетинг

         

1. Соответствие проекта определенным потребностям рынка

         

2. Оценка общей емкости рынка

         

3. Оценка доли рынка

         

4. Вероятность коммерческого успеха

         

5. Возможный объем продаж

         

Продолжение табл. 3.1  

Критерии

Оценка

1

2

3

4

5

6. Оценка конкурентов

           

7. Согласованность с существующими каналами сбыта

         

8. Общественное мнение о новом продукте

         

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

         

1. Соответствие проекта инновационной стратегии предприятия

         

2. Вероятность технического успеха

         

3. Стоимость и время разработки проекта

         

4. Отсутствие патентных нарушений

         

5. Наличие научно-технических ресурсов

         

6. Возможность будущих разработок продукта и дальнейшее применение внедряемой технологии

         

7. Согласованность с другими инновационными проектами предприятия

         

8. Наличие вредных воздействий продукта и процесса его производства на окружающую среду

         

9. Соответствие проекта текущему и перспективному законодательству об охране окружающей среды

         

Финансы

         

1. Стоимость НИОКР

         

2. Затраты на производство

         

3. Стоимость маркетинговых исследований

         

4. Наличие финансовых средств и необходимые сроки

         

5. Согласованность с финансированием других проектов предприятия

         

6. Ожидаемая норма прибыли

         

7. Соответствие проекта критериям эффективности финансовых вложений, принятых на предприятии

         

Производство

         

1. Соответствие численности и квалификации научно-производственного персонала предприятия для реализации инновационного проекта

         

2. Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия

         

3. Стоимость и наличие необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий

         

4. Издержки производства

         

5. уровень безопасности производства

         
Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту