Таблица 1
Отношение опрошенного населения к органам власти
Органы власти |
Вполне доверяют |
Совсем не доверяют |
Индекс доверия |
Федеральное собрание РФ |
5.2 |
33.5 |
-6.4 |
Правительство РФ |
6.1 |
40.4 |
-6.6 |
Республиканские, краевые, областные органы власти |
17.1 |
25.8 |
-1.5 |
Городские, районные органы власти |
19.2 |
30.0 |
-1.6 |
Нельзя сказать, что власть не ощущает отчуждения от нее гражданского общества, усиления недоверия к ней различных социальных слоев.
Осознание неизбежности административных преобразований, критическую самооценку, понимание необходимости повышения эффективности работы государственного аппарата - все это показал репрезентативный опрос 1250 госслужащих из 11 федеральных министерств, ведомств, законодательных и судебных органов и 12 региональных органов власти Российской Федерации, проведенный в октябре‑ноябре 1999 года. Формулировки вопросов и варианты ответов изложены в редакции, предложенной респондентам. Данные приведены в процентах от общего числа опрошенных – таблица 2. (7 с. 45).
Таблица 2
Результаты социологического опроса
государственных служащих Российской Федерации
«Что могло бы, по Вашему мнению, способствовать совершенствованию организации государственной службы России? (Сумма ответов превышает 100% так как по методике опроса можно было выбрать несколько вариантов).
Строгое следование законам РФ |
47.1 |
Возрождение доверия к государственной власти со стороны общества |
43.4 |
Приведение структуры органов государственного управления в соответствие с потребностями общества |
33.6 |
Замещение должностей государственной службы только по конкурсу |
17.9 |
Укрепление положения государственного служащего, повышение его авторитета (престижа) в обществе |
45.4 |
Улучшение профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих |
43.2 |
Усиление внимания к нравственным качествам государственных служащих |
19.4 |
Создание специального федерального органа управления государственной службой |
4.0 |
Обеспечение стабильности кадров государственной службы |
23.4 |
Усиление мотивации эффективного и качественного труда |
15.8 |
Другие меры |
1.0 |
Государство реформируя административную систему концентрирует усилия в следующих областях:
¨ во‑первых, повышение эффективности государственного аппарата и предоставление населению более качественных услуг;
¨ во‑вторых, развитие партнерских отношений между государственным и частным секторами и более четкое разделение их ответственности за решение возникающих проблем;
¨ в‑третьих, налаживание многосторонних связей между государством и гражданским обществом, привлечение населения к управлению общественными делами (5 с. 57).
В процессе реформ происходит серьезное переосмысление концептуальных основ административной организации, и в частности государственной службы. Так, получили популярность идеи «постбюрократической организации», то есть отказа от традиционной иерархической структуры управления в пользу горизонтальных отношений партнерства, кооперации, перехода от «логики учреждения» к «логике обслуживания», к развитию «нового государственного менеджмента».
Новый государственный менеджмент, возникший примерно в середине 80‑х годов нацелен на повышение эффективности государственного сектора, на его соответствие новым требованиям. Отличительную особенность этого направления составляют новые акценты, новые технологии, заимствованные из менеджмента коммерческих организаций, ориентированные на результат (4 с. 123).
Основоположники менеджериального подхода к государственному управлению Дэвид Осборн и Тэд Геблер (США) в своем знаменитом труде «Перестройка правительства» («Reinventing Government») проанализировав недостатки бюрократической модели управления, подробно изложили желаемые и необходимые преобразования, которые должны произойти на федеральном и местном уровнях.
Преобразования всех уровней государственного управления сосредоточены вокруг 10 основных принципов:
1. Стимулирующее управление: руководить, а не журить.
2. Управление, обращенное к обществу: уполномочивать, а не служить.
3. Конкурирующее управление: использование конкуренции в организации услуг.
4. Управление, движимое своей миссией: преобразование организаций, руководствующихся правилами и нормами.
5. Управление, ориентированное на результат: акцент на результат вместо начинаний.
6. Управление, ориентированное на потребителя: первичны потребности потребителя, а не бюрократии.
7. Предприимчивое управление: приумножение вместо расточительства.
8. Предусмотрительное управление: профилактика вместо терапии.
9. Децентрализованное управление: вместо иерархии участие и работа в команде.
10. Прорыночное управление: постепенные перемены на рыночной основе.
Сравним бюрократическую и антрепренерскую, или менеджериальную модели государственного управления, реализация которой представляется для многих исследователей и государственных деятелей конечной целью современных административных реформ (таблица – 3). Критерии сравнения выделены известным исследователем административных реформ М. Бэрзелэй (8 с. 31).