Лайман Портер и Эдвард Лоллер разработали модель мотивации, объединившую теорию ожидания и теорию справедливости. Согласно модели Портера-Лоллера уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой определенный уровень вознаграждения.
Различные теории мотивации в основном не противоречат друг другу, а взаимодополняют друг друга, отражая многогранность и нестандартность самого процесса мотивации и предопределяя необходимость комплексного подхода к решению этой сложной проблемы.
1.3. О системном анализе.
Системный анализ можно считать дальнейшим развитием исследования операций , охватывающего совокупность методов, предназначенных для отыскания наилучшего способа достижения четко сформулированной цели.
Некоторые принципы, лежащие в основе методологии системного анализа, были выдвинуты в начале XX века русскими учеными [18]. В их работах содержались важные теоретические положения, относящиеся к рациональному использованию ресурсов. В частности, было отмечено, что по мере развития общества все большую важность для него приобретают организационные задачи интеграции деятельности социальной системы в целом. Чтобы на основе "строгой научной планомерности" координировать деятельность всех членов общества по использованию средств производства для достижения определенных целей, предлагалось создать универсальную организационную науку.
Появление сложных плановых и организационно-управленческих задач стимулировало разработку методов, которые позволяли бы обосновывать решения [9],[14]. Сформировались научные дисциплины, предметом изучения которых стали методы количественного обоснования решений: исследование операций; теория статистических решений и т.п. Получили дальнейшее развитие системные исследования и, прежде всего, системный анализ.
1.4. Резюме.
В Главе 1 изложены истоки вопроса курсовой работы. Были выделены три веточки могучего дерева истории менеджмента:
- история математического подхода к управлению;
- развитие теорий мотивации;
- история возникновения системного анализа.
Отметим, что "Оригинальная методика анализа альтернативных подходов к формированию структуры организации" стала венцом взаимодействия направлений "Теории управления" использующих как чисто количественные методы, так и учитывающих человеческий фактор.
2.1. Основы моделирования экономических процессов.
"Допустим, что целью является совершенствование или разработка эффективной системы управления предприятием. Нужно ли для этого знать фамилии и размеры получаемой зарплаты всех работников предприятия? Нет, так как эти данные в определенной мере и влияют на режим управления, но не являются наиболее важными. Выделим существенные системные признаки. К ним относятся: число наименований выпускаемой продукции, потребности в ней народного хозяйства, производственные мощности предприятия по выпуску продукции различных наименований, обеспеченность материальными, трудовыми ресурсами, общий фонд заработной платы и условия его использования и т.д. Особо следует выделить “узкие места”. К ним относятся факторы и условия, сдерживающие повышение эффективности производства. Сущностью системы управления предприятием с точки зрения отражения условий управляемости последним является установление и описание взаимосвязей и взаимозависимостей между наиболее существенными факторами характеристиками предприятия. Еще раз подчеркнем, что речь идет о предприятии как производственно-экономической системе с точки зрения управляемости им, т.е. предприятие рассматривается как объект управления. Именно исходя из этого мы и определим существенные признаки объекта. При изменении цели другими могут стать как существенные признаки, так и связи с внешней средой. Например, если на том же предприятии мы будем анализировать уровень квалификации работников и организацию оплаты труда, то ведомость на получение заработной платы, в предыдущем случае не предоставлявшая первостепенного значения, станет теперь основным документом" [16]. Четко и изящно! Этим примером можно было бы и ограничиться, но, чтобы выдержать объем курсовой работы, продолжим.
Из вышеприведенного примера следует, что для выделения системы требуется наличие:
а) цели, для реализации которой формируется система;
б) объекта исследования, состоящего из множества элементов, связанных в одно целое важными, с точки зрения цели, системными признаками;
в) субъекта исследования ("наблюдателя"), формирующего систему;
г) характеристик внешней среды по отношению к системе и отражения ее взаимосвязи с системой.
Наличие субъекта исследования и некоторая неоднозначность, субъективность при выделении существенных системных признаков вызывают значительные трудности для однозначного выделения системы и, соответственно, ее универсального определения. Поэтому необходим более подробный анализ, который приведен в [11].
Изложенный выше содержательный подход дает возможность определить систему как упорядоченное представление об объекте исследования с точки зрения поставленной цели. Упорядоченность заключается в целенаправленном выделении системообразующих элементов, установлении их существенных признаков, характеристик взаимосвязей между собой и внешней средой. Системный подход, формирование систем позволяют выделить главное, наиболее существенное в исследуемых объектах и явлениях; игнорирование второстепенного упрощает, упорядочивает в целом изучаемые процессы. Для анализа многих сложных ситуаций такой подход важен сам по себе, однако, как правило построение системы служит предпосылкой для разработки или реализации конкретной ситуации.
Система суть понятие формальное. Когда система однозначно выделена, наступает черед моделирования. Именно модель системы даст ответ на вопрос о том, как достичь цели, для реализации которой формировалась исходная система.
Модели систем можно различать по ряду признаков: характеру моделируемых объектов, сферам приложения, глубине моделирования. Остановимся на специфике моделей в зависимости от средств моделирования.
По этому признаку методы моделирования делятся на две группы: материальное (предметное) и идеальное моделирование.
Материальное моделирование, основывающееся на материальной аналогии моделируемого объекта и модели, осуществляется с помощью воспроизведения основных геометрических, физических, других функциональных характеристик изучаемого объекта. Частным случаем материального моделирования является физическое моделирование, по отношению к которому, в свою очередь, частным случаем является аналоговое моделирование. Оно основано на аналогии явлений имеющих различную физическую природу, но описываемых одинаковыми математическими соотношениями. Пример аналогового моделирования - изучение механических колебаний с помощью электрической системы. Так как эксперименты с электрической системой обычно проще и дешевле, она исследуется в качестве аналога механической системы (например, при изучении колебаний мостов).