рефераты по менеджменту

Ситуационные концепции менеджмента

Страница
2

Тем не менее, процесс управления в целом остается по-прежнему сложным и, как следствие, крайне неэффективен. Концепция процессного подхода по-прежнему остается нереа­лизованной в полной мере. Она не дает руководителю четко­го и ясного алгоритма эффективного управления. Число ос­новных функций, входящих в процесс управления, строго не определено. Отсюда нет единого мнения о том, какие из них следует считать существенными в процессе управления, а какие нет. Очевидно, причиной этому является все та же непредсказуемость человеческого поведения. Не случайно в современном процессном подходе появилась функция моти­вации, которую в ряду остальных управленческих функций А. Файоль не рассматривал, появление свидетельствует лишь о том, что на современном этапе осознана важность человеческого фактора при управлении. Однако ввиду отсут­ствия действенных научно обоснованных методов решения этой проблемы непосильный поиск путей ее решения возло­жен на менеджеров.

Выход один. Проблема мотивации, как таковая, должна быть начисто снята с повестки дня любого руководителя, что только и позволит упростить весь процесс управления, сделав его эффективным прежде всего за счет всестороннего содей­ствия со стороны каждого работника реализации планов предприятия.

Как писал К.Девис: "Различные виды управленческой дея­тельности, как, например, планирование, организация, приня­тие решений, остаются нераскрывшимися канонами до тех пор, пока лидер не приводит в действие рычаги мотивации в людях и не направляет их к поставленным целям".

Путь к упрощению процесса управления, а значит, к наивысшей его эффективно­сти лежит только через решение проблемы эффек­тивной мотивации труда, которая является не просто одной из функций управления, но, без преувеличения можно сказать, эквивалентна по своей значимости всем прочим управленческим функциям.

Системный подход

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаи­мозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Существуют два типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы - вот знакомый пример закрытой системы.

Открытая система характеризуется постоянным взаимодей­ствием с внешней средой.

Общепризнанно, что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внеш­него мира. Поэтому организации должны приспосабливаться к его воздействию.

Более того, поскольку люди как компоненты организации (социальные компоненты) используются для выполнения ра­боты наряду с техникой, организационные системы являются социотехническими.

Осознав этот факт, исследователи менеджмента в поисках путей эффективного управления пришли к идее перенести положения теории систем на практику управления. Так поя­вилась концепция системного подхода.

Системный подход представляет собой исключительно спо­соб мышления по отношению к организации и управлению, но ни в коей мере не является набором каких бы то ни было руководств или принципов для управляющих. Он позволяет лишь умозрительно представить организацию в единстве со­ставляющих ее элементов.

С точки зрения системного подхода при воздействии на любой элемент системы организация всегда изменяется во всех взаимосвязях и становится некой иной целостностью, находящейся в другой позиции на пути к достижению своих целей, чем это было бы, если бы изменения не произошли.

Крупные составляющие сложных, систем, таких, как орга­низация, люди или машины, зачастую сами являются систе­мами. Эти части называются подсистемами.

Подсистема - важное понятие в системном подходе. Под­разделения, отделы, цеха являются подсистемами, каждая из которых играет важную роль в организации в целом. Подсис­темы могут состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они системно взаимосвязаны, неправильное функциони­рование самой маленькой подсистемы может негативно по­влиять на функционирование системы в целом.

Так, работа каждого отдела, каждого работника в органи­зации очень важна для успеха организации в целом.

Несмотря на то что системный подход постулирует необ­ходимость рассматривать организацию как единое целое, сам по себе он не указывает руководителю, какие элементы орга­низации как системы особенно важны, поскольку рассматри­вает людей только как равный среди прочих элемент. Системный подход является, таким образом, очередной по­пыткой приблизиться к эффективному управлению организа­цией без учета основного фактора, влияющего на ее эффек­тивность, - человеческого. Отсюда — изначально заложенная в самом подходе его неспособность конструктивно повлиять на эффективность управления.

Вместе с тем в системном подходе как таковом, к сожале­нию, не было выявлено одно; существенное рациональное зерно. Суть его в том, что эффективное управление органи­зациями как системами возможно только при наличии эф­фективных систем управления.

Если система управления не позволяет эффективно коор­динировать" движение всех составных частей , организацион­ной системы, то такая система управления является неэффек­тивной, в ней кроется какой-то дефект. Хороший пример тому - рассмотренная нами ранее бюрократическая система управления организациями, обоснованная Максом Вебером. В ее "классическом" виде она оказалась неэффективной в силу того, что в рамках данной системы не оказалось места для человека как первоочередному объекту управления.

Таким образом, можно прийти к заключению: от системы управления в значительной степени зависит эффективность процесса управления.

Ситуационный подход

Ввиду того, что концепции всех предшествующих школ и подходов к управлению так и не привели к выработке дейст­венного способа управлять, который бы в любой ситуации позволял руководителям оперативно решать управленческие задачи и тем самым существенно повышать эффективность организаций, возник ситуационный подход как попытка увя­зать конкретные приемы и концепции более ранних школ с различными ситуациями.

Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые в значительной степени влияют на деятельность организации в данное конкретное время.

При ситуационном подходе, возникшем в конце 60-х годов, не считается, что концепции традиционной теории управле­ния. школы человеческих отношений и школы науки управ­ления неверны. Более того, при ситуационном подходе рас­сматриваются возможности прямого приложения управленче­ской науки к конкретным ситуациям и условиям.

Считается, что ситуационный подход тесно связан с сис­темным.

Ситуационный подход так же, как и системный, представ­ляет собой лишь способ мышления об организационных про­блемах и их возможных решениях, не давая практикам нуж­ного эффективного алгоритма - набора руководств по управ­лению организацией.

Считая концепцию процесса управления применимой ко всем организациям, сторонники ситуационного подхода наше­го столетия признают, что. хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руко­водитель для эффективного управления, могут значительно варьироваться. Сущность же таких "специфических приемов" в рамках ситуационного подхода не раскрывается.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту