Использование этой концепции позволяет организации реализовать процесс непрерывного улучшения процессов, направленный на постоянный рост эффективности деятельности организации.
Конфигурация организации через «иерархическую структуру процессов» представляется следующим образом:
* стратегические процессы;
* бизнес-процессы;
* вспомогательные процессы;
* задания.
Со стороны органа сертификации на этапе подготовки к оценке СМК требуется учитывать в первую очередь следующие аспекты:
* идентификация бизнес-процессов:
* описание процессов (входы—операция—выходы);
* идентификация ответственного за процесс лица;
* идентификация внутренних и внешних клиентов;
* идентификация связей между процессами;
* идентификация вспомогательных процессов;
* разработка целей предприятия, основанных на требованиях клиента;
* составление инспекционной группы, способной «понять» процессы предприятия (квалификация и компетентность).
Со стороны аудитора СМК в ходе инспекционных посещений требуется оценить процессы с учетом следующих аспектов:
* идентификация и передача требований клиента;
* идентификация целей процесса;
* планирование процесса;
* определение обязанностей;
* адекватность ресурсов и условий труда;
* адекватность документации, описывающей оперативные процедуры;
* мониторинг характеристик процесса; « работа с несоответствиями;
* проведение корректировочных и предупредительных мероприятий;
* непрерывное совершенствование;
* наличие регистрации качества.
ИСО 9001:2000 позволяет организации:
* иметь большую гибкость при документировании СМК;
* разрабатывать документацию в объеме, который действительно необходим для планирования, разработки и контроля собственных процессов и непрерывного совершенствования СМК.
ИСО 9001:2000 требует 6 обязательных «documented procedures» («документированных процедур») для следующих ключевых процессов:
* управления документацией и записями СМК;
* регистрации качества;
* внутреннего аудита;
* управления несоответствующей продукцией;
* корректирующих действий;
* предупреждающих действий.
ИСО 9001:2000 требует от организации «documents» («документы») для обеспечения эффективной работы и контроля процессов. Термин «документы» касается того, каким образом организация обеспечивает предоставление персоналу информации в отношении выполняемой им деятельности.
Минимальный набор документов, которые требуются согласно ИСО 9001:2000, следующий:
* обязательства руководства. Политика и цели в области качества;
* руководство по качеству;
* документированные процедуры (обязательные);
* регистрационные записи по качеству.
Прочие документы, которые не требуются в обязательном порядке, могут тем не менее быть необходимы организации для оперативной работы (внутренние сообщения, список поставщиков, контрольные планы и т. п.).
Системный подход к менеджменту позволяет связать политику и цели организации с набором взаимосвязанных индикаторов, таких как:
* финансовые показатели, имеющие значение для акционеров и инвесторов;
* показатели удовлетворенности клиентов;
* показатели внутренних бизнес-процессов;
* показатели удовлетворенности сотрудников, потенциала роста квалификации сотрудников и самой организации.
Для создания СМК требуется стратегическое решение руководства организации. Система менеджмента качества организации уникальна и определяется ее спецификой.
Система менеджмента качества определяется как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки и достижения целей, устанавливаемых для соответствующих функций и уровней организации, и для управления организацией.
Задачи, которые необходимо решить для создания СМК, представлены на рис. 1.
Одна из таких задач — определить основные элементы (процессы) СМК и требования к ним. «Неразлучная пара» стандартов ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 помогает организациям решить эту задачу.
ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 были разработаны таким образом, чтобы их можно было использовать совместно, но для разных целей:
* ИСО 9001 Система менеджмента качества. Требования — устанавливает основные требования к СМК;
* ИСО 9004 Система менеджмента качества. Руководство для улучшения характеристик СМК для повышения эффективности предприятия — направлен на развитие СМК. В стандарте ИСО 9004:2000 сделан акцент на условиях выполнения процессов и дополнительных возможностях самооценки деятельности организации.
Два данных стандарта являются независимыми, но совместное их использование может способствовать наилучшему пониманию заложенных в них требований и стимулировать непрерывное улучшение СМК.
Другая не менее важная задача, которую необходимо решить при внедрении СМК, — вовлечь сотрудников в систему, обучить их, распределить ответственность и делегировать им полномочия. Пока в организации не накопится «критическая масса» людей, которые не только хотят создать СМК, но и знают, как это сделать, все усилия по внедрению СМК будут наталкиваться на сопротивление коллектива.
Рекомендации по улучшению деятельности приведены в международном стандарте ИСО 9004:2000. Этот стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ИСО 9001:2000, и включает рассмотрение результативности и эффективности систем менеджмента качества, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации.
Стандарт ИСО 9004:2000 не предназначен для сертификации или использования в контрактах и регламентах, а также для использования в качестве руководства по внедрению ИСО 9001:2000. Он содержит методические указания и рекомендации.
В качестве подходов к совершенствованию деятельности организации используются:
* методы самооценки, такие как модели национальных и региональных премий по качеству, считающиеся также моделями совершенства организаций;
* проекты прорыва, которые обычно связаны с реинжинирингом существующих бизнес-процессов;
* деятельность по постоянному улучшению, проводимая работниками в рамках существующих процессов.
Постоянные улучшения могут применяться ко всей СМК или к любому из ее процессов и включают:
* определение целей планируемого улучшения;
* анализ существующего процесса или системы «как есть» и формирование входных данных;
* идентификацию возможных решений и выбор наилучшего из них, которое устранит причину проблемы и предотвратит ее повторное возникновение;
* внедрение улучшения;
* верификацию и валидацию улучшенного процесса;
* оценку достигнутого улучшения, включая извлеченные уроки.
Результаты оценок достигнутого улучшения, контролируемые по времени, могут быть использованы при оценке уровней развития (зрелости) организации.