рефераты по менеджменту

Международные стандарты ИСО 9000:2000

Страница
2

Использование этой концепции позволяет организации реализовать процесс непрерывного улучшения процессов, направленный на постоянный рост эффек­тивности деятельности организации.

Конфигурация организации через «иерархическую структуру процессов» пред­ставляется следующим образом:

* стратегические процессы;

* бизнес-процессы;

* вспомогательные процессы;

* задания.

Со стороны органа сертификации на этапе подготовки к оценке СМК требует­ся учитывать в первую очередь следующие аспекты:

* идентификация бизнес-процессов:

* описание процессов (входы—операция—выходы);

* идентификация ответственного за процесс лица;

* идентификация внутренних и внешних клиентов;

* идентификация связей между процессами;

* идентификация вспомогательных процессов;

* разработка целей предприятия, основанных на требованиях клиента;

* составление инспекционной группы, способной «понять» процессы пред­приятия (квалификация и компетентность).

Со стороны аудитора СМК в ходе инспекционных посещений требуется оце­нить процессы с учетом следующих аспектов:

* идентификация и передача требований клиента;

* идентификация целей процесса;

* планирование процесса;

* определение обязанностей;

* адекватность ресурсов и условий труда;

* адекватность документации, описывающей оперативные процедуры;

* мониторинг характеристик процесса; « работа с несоответствиями;

* проведение корректировочных и предупредительных мероприятий;

* непрерывное совершенствование;

* наличие регистрации качества.

ИСО 9001:2000 позволяет организации:

* иметь большую гибкость при документировании СМК;

* разрабатывать документацию в объеме, который действительно необходим для планирования, разработки и контроля собственных процессов и непре­рывного совершенствования СМК.

ИСО 9001:2000 требует 6 обязательных «documented procedures» («докумен­тированных процедур») для следующих ключевых процессов:

* управления документацией и записями СМК;

* регистрации качества;

* внутреннего аудита;

* управления несоответствующей продукцией;

* корректирующих действий;

* предупреждающих действий.

ИСО 9001:2000 требует от организации «documents» («документы») для обес­печения эффективной работы и контроля процессов. Термин «документы» каса­ется того, каким образом организация обеспечивает предоставление персоналу информации в отношении выполняемой им деятельности.

Минимальный набор документов, которые требуются согласно ИСО 9001:2000, следующий:

* обязательства руководства. Политика и цели в области качества;

* руководство по качеству;

* документированные процедуры (обязательные);

* регистрационные записи по качеству.

Прочие документы, которые не требуются в обязательном порядке, могут тем не менее быть необходимы организации для оперативной работы (внутренние со­общения, список поставщиков, контрольные планы и т. п.).

Системный подход к менеджменту позволяет связать политику и цели органи­зации с набором взаимосвязанных индикаторов, таких как:

* финансовые показатели, имеющие значение для акционеров и инвесторов;

* показатели удовлетворенности клиентов;

* показатели внутренних бизнес-процессов;

* показатели удовлетворенности сотрудников, потенциала роста квалифика­ции сотрудников и самой организации.

Система менеджмента качества

Для создания СМК требуется стратегическое решение руководства организации. Система менеджмента качества организации уникальна и определяется ее специ­фикой.

Система менеджмента качества определяется как совокупность взаимосвязан­ных и взаимодействующих элементов для разработки и достижения целей, уста­навливаемых для соответствующих функций и уровней организации, и для управления организацией.

Задачи, которые необходимо решить для создания СМК, представлены на рис. 1.

Одна из таких задач — определить основные элементы (процессы) СМК и тре­бования к ним. «Неразлучная пара» стандартов ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 помогает организациям решить эту задачу.

ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 были разработаны таким образом, чтобы их можно было использовать совместно, но для разных целей:

* ИСО 9001 Система менеджмента качества. Требования — устанавливает основные требования к СМК;

* ИСО 9004 Система менеджмента качества. Руководство для улучшения характеристик СМК для повышения эффективности предприятия — на­правлен на развитие СМК. В стандарте ИСО 9004:2000 сделан акцент на условиях выполнения процессов и дополнительных возможностях само­оценки деятельности организации.

Два данных стандарта являются независимыми, но совместное их использова­ние может способствовать наилучшему пониманию заложенных в них требова­ний и стимулировать непрерывное улучшение СМК.

Другая не менее важная задача, которую необходимо решить при внедрении СМК, — вовлечь сотрудников в систему, обучить их, распределить ответствен­ность и делегировать им полномочия. Пока в организации не накопится «крити­ческая масса» людей, которые не только хотят создать СМК, но и знают, как это сделать, все усилия по внедрению СМК будут наталкиваться на сопротивление коллектива.

Рекомендации по улучшению деятельности

Рекомендации по улучшению деятельности приведены в международном стан­дарте ИСО 9004:2000. Этот стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ИСО 9001:2000, и включает рассмотрение результативности и эффективности систем менеджмента качества, а следователь­но, и потенциала по улучшению всей деятельности организации.

Стандарт ИСО 9004:2000 не предназначен для сертификации или использова­ния в контрактах и регламентах, а также для использования в качестве руковод­ства по внедрению ИСО 9001:2000. Он содержит методические указания и реко­мендации.

В качестве подходов к совершенствованию деятельности организации исполь­зуются:

* методы самооценки, такие как модели национальных и региональных пре­мий по качеству, считающиеся также моделями совершенства организаций;

* проекты прорыва, которые обычно связаны с реинжинирингом существую­щих бизнес-процессов;

* деятельность по постоянному улучшению, проводимая работниками в рам­ках существующих процессов.

Постоянные улучшения могут применяться ко всей СМК или к любому из ее процессов и включают:

* определение целей планируемого улучшения;

* анализ существующего процесса или системы «как есть» и формирование входных данных;

* идентификацию возможных решений и выбор наилучшего из них, которое устранит причину проблемы и предотвратит ее повторное возникновение;

* внедрение улучшения;

* верификацию и валидацию улучшенного процесса;

* оценку достигнутого улучшения, включая извлеченные уроки.

Результаты оценок достигнутого улучшения, контролируемые по времени, могут быть использованы при оценке уровней развития (зрелости) организации.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту