1. Предварительный контроль. На этом этапе создается система лимитов по составу и объемам допустимых к использованию финансовых инструментов, производится четкое разделение полномочий и ответственности среди сотрудников и подразделений, определяется порядок оперативного пересмотра системы установленных ограничений, разрабатывается план оперативных действий в кризисной ситуации.
2. Текущий контроль. Этот этап подразумевает регулярные комплексные и тематические проверки САК по следующим факторам: количественные и качественные значения рисков, информированность руководства о подверженности риску, соблюдение лимитов, наличие у банка возможностей оперативного привлечения и размещения ресурсов в кризисной ситуации.
3. Последующий контроль. Этап подразумевает оценку адекватности САК характеру и объемам операций банка, расследование причин случаев нарушения установленных лимитов, подготовку предложений по совершенствованию САК.
Исходя из опыта банков и рекомендаций консультационных компаний предлагается в качестве организационной основы САК рассматривать Комиссию по управлению активами и пассивами (КУАП). Если такой орган в банке ранее отсутствовал, его необходимо создать. Учитывая то обстоятельство, что вопросы контроля за процентным риском невозможно рассматривать в отрыве от вопросов обеспечения ликвидности, стратегии и тактики привлечения и размещения средств, КУАП должна решать все эти вопросы в комплексе. В этом случае высшее руководство банка должно побуждать КУАП уделять должное внимание риску процентной ставки.
В то же время, согласно требованиям Базельского комитета банк должен иметь хотя бы одного сотрудника, не участвующего в принятии решений по вопросам привлечения и размещения средств, в чьи обязанности входит оценка и контроль риска. Этот сотрудник должен быть независим в достаточной степени, чтобы иметь возможность давать объективную оценку риска. В организационной структуре типичного среднего российского банка ранее вряд ли можно было найти должностное лицо с такими обязанностями и правами. Теперь в соответствии с Положением “Об организации внутреннего контроля в банках” таким должностным лицом стал руководитель службы внутреннего контроля. По мнению автора, на него же должна быть возложена функция оперативного управления САК.
В соответствии с требованиями Базельского комитета, банк должен иметь в своем составе сотрудников, оценивающих качество и эффективность САК. Логично предположить, что эти функции могут быть возложены на службу внутреннего контроля.
Следует иметь в виду, что реализация большинства методов анализа и контроля невозможна без высококачественной автоматизированной банковской системы. В данном случае под ее качеством понимаются не технические возможности, а полнота и точность содержащейся в ней информации.
Таблица 2. Распределение функций в организационной структуре САК1
Подразделение или должностное лицо |
Функции, выполняемые в рамках САК |
Кому предоставляет отчет (информацию) |
Председатель правления |
Высшее руководство и контроль |
Совет директоров, Правление |
Заместитель Председателя правления по финансам |
Оперативное решение вопросов привлечения и размещения средств |
Председатель правления, КУАП |
Финансовый контролер (руководитель службы внутреннего контроля) |
Оценка риска, установление сублимитов, оперативное руководство САК |
Председатель правления, КУАП |
Комиссия по управлению активами и пассивами |
Общее руководство и согласование, установление лимитов | |
Аналитический отдел |
Создание математических моделей, разработка и реализация методов анализа и контроля, разработка заданий на создание и модификацию программного обеспечения, подготовка рекомендаций руководству |
Финансовый контролер, КУАП, Информационный отдел, заместитель Председателя правления по финансам |
Информационный отдел |
Информационная поддержка САК, создание и сопровождение программного обеспечения | |
Служба внутреннего контроля |
Оценка качества и эффективности САК |
Председатель правления, КУАП |
Другие отделы и сотрудники |
Операции по привлечению и размещению средств с соблюдением установленных лимитов, операции хеджирования |
Руководители соответствующих подразделений |
3.2 Процедуры анализа и контроля
Базельский комитет и Положение “Об организации внутреннего контроля в банках” требуют четкого формального определения процедур анализа и контроля риска. Необходимо формальное определение нескольких процедур:2
· Процедура анализа процентного риска. Различные методы анализа могут давать различные результаты. Руководство банка должно определить те из методов, результаты которых будут учитываться при принятии решений. Формальное определение этой процедуры необходимо еще и потому, что сбор всей необходимой для анализа информации может быть сопряжен с повышенной трудоемкостью для многих подразделений, поэтому руководство банка должно явным образом потребовать исполнения этой процедуры с определением ответственных лиц.
· Установление лимитов. Процесс контроля за риском проявляется внешне главным образом в виде системы лимитов и сублимитов, установленных по типам финансовых инструментов, по времени совершения операций, в разрезе филиалов и отделений и т. д. Формальное определение необходимого и достаточного набора лимитов позволит эффективно ограничивать риск без значительного снижения гибкости финансовой политики.
· Кратковременное нарушение лимитов. Всегда существует угроза возникновения никем не предусмотренных обстоятельств. В такой ситуации слепое следование установленным самоограничениям (системе лимитов) может оказаться неадекватной реакцией и привести к большим потерям или упущенной выгоде. Чтобы не делать свою политику в отношении риска чисто формальной и заведомо неосуществимой, руководство банка должно предусмотреть возможность кратковременного нарушения системы лимитов в критической ситуации. Разумеется, признаки критической ситуации должны быть оговорены.