Введение
Существование и работа любой организации, ее образ начинают формироваться с представлений о том, что есть человек, работающий в этой организации и каково его социокультурное окружение, в том числе и в рамках организации, т.е. социальные нормы, ценностные ориентации, этические взгляды, образы поведения, социальные ожидания и оценки, индивидуальные стили руководства и решения проблем, т.е. все то что влияет на трудовую деятельность человека и его отношения внутри организации (в рамках всего коллектива и с отдельно взятыми людьми). Актуальность разработки данной темы заключается в том, что любая организация начинается с человека и в настоящее время каждый зрелый, дальновидный руководитель понимает, что деятельность фирмы, ее доход зависит в первую очередь, от построения штата и от внутриколлективных отношений, а также от общего состояния личности в коллективе. Правильное распределение ролей и своевременное обращение внимания на возникающие проблемы (которые могут привести к конфликтам) дает возможность поддерживать ровный, психологически устойчивый климат в организации. А если все сотрудники спокойно работаю, не отвлекаясь на внутренние конфликты, то для работы организации это сыграет только положительную роль.
Целью в данной работе является показатель сущность неформальных коллективов в компаниях и возникающие проблемы при их наличии. Для достижения данной цели, необходимо решить ряд задач:
· Выявить сущность понятия коллектив, группа, их значение для организации,
· Отразить основные виды коллективов,
· Определить основные трудности, возникающие при формировании формальных и неформальных групп,
· Определить влияние неформальных коллективов на формальную организацию,
· Дать характеристику основным чертам, присущим неформальным коллективам.
В качестве объекта в данной работе выступает непосредственно неформальная группа, а предметом ее являются основные характеристики данной группы, ее отличительные черты от формальных групп, е особенности и положительные стороны.
Современные изменения в окружающей среде, интернационализация экономики, внедрение второго поколения информационных технологий, управление качеством с ориентацией на потребителя, признание существующего многообразия работников и управление ими привели к изменению парадигмы управления. Новый подход состоит в признании первенства личности в организации, её знаний, навыков для эффективной деятельности.
Индивид, пришедший на работу в организацию, принимает на себя целый ряд ограничений своего поведения, диктуемых регламентом, нормами этой организации, корпоративным кодексом поведения. В XX веке работодатель заключал с работниками моральный контракт, в соответствии с которым в обмен на лояльность к организации и готовность выполнять инструкции работник получал гарантии занятости, карьерного роста, материального вознаграждения.
Сегодня работодателю знания становятся намного нужнее, чем простая исполнительская дисциплина. Умение учится, начинает цениться выше преданности. В результате меняются отношения внутри организации, в них усиливается рыночная составляющая (компонента), которая представляет более жесткую форму взаимоотношений, требующую адекватного поведения и работника, и работодателя. Данное положение делает особенно актуальным проблему неформального общения сотрудников внутри организации об этом и пойдет речь в данной главе.
Для начала определим, что следует понимать под термином «коллектив». Коллектив представляет собой объединение личностей для выполнения определенных задач. Для менеджера коллектив это главная опора.
В целом группы (коллективы) могут подразделяться по целевому назначению (например, первичные, социальные), по природе образования (формальные и неформальные). В нашей работе речь пойдет о последних. Оба этих типа групп имеют значение для организации и оказывают большое значение на членов организации.
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи. Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например, комиссия по разработке какого-либо проекта [1, c. 106-107]. То есть формальность организации заключается в существующей в ней иерархии и наличии различных подразделений. Формальность организации отражается также в целях, методах, правилах и нормах, создаваемых для достижения целей этой организации. Любая группа, созданная целенаправленно и соответствующая этим критериям, является формальной [6, c. 215]. Наиболее существенными чертами формальной группы является наличие поставленной высшим руководством организации перед группой задачи, а также формально закрепленной, максимально стандартизированной системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований, т.е. формальной роли. По мнению Д.Джексона, каждая такая роль содержит описание процедур и процессов работы и набор предписаний, выражающих требования руководства организации. При этом в качестве признаков формальных статусов и ролей выступают, например: формально описанные полномочия в рамках иерархической структуры, формальное название должности и ее место, поощрения, награды и наказания, физическая локализация работника внутри организации и степень его доступа к информации и т.д. [10, c. 158].
Изучение второго типа групп является нашей целью. Неформальные группы возникают вследствие индивидуальной потребности людей в общении с себе подобными. Членство в таких группах обычно добровольное и основывается на общности интересов и ценностей. Иногда природа образования таких групп не зависит от их организации (например, коллеги могут обедать вместе и никогда не встречаться после работы, т.е. не быть челнами одной и той же неформальной группы). В других случаях неформальные группы развиваются в качестве ответной реакции в сторону организации, когда сотрудники собираются, чтобы выработать совместную позицию то тем или иным производственным вопросам.
Неформальные группы могут быть горизонтальными, состоящими из людей, занимающих сходное положение, выполняющих на работе примерно одинаковые функции, или вертикальными, состоящими из людей, находящихся на различных ступенях организационной лестницы. К ним относятся, например, группы работников «со стажем», объединяющихся по интересам. Случайные неформальные группы охватывают как вертикаль, так и горизонталь организации и возникают вокруг любой общности интересов. Эти группы могут развиться настолько, что в состоянии преодолеть порядки организации или усилить власть ее членов. Они также могут состоять из людей, которые нравятся и доверяют друг другу и, возможно, общаются вне работы, как, например, любители театра или люди, живущие по соседству [6, c. 217].