Таким образом, состояния психической напряженности оказывают неоднозначное влияние на деятельность: в сторону либо ухудшения, либо улучшения, либо ее неизменности.
Чем объясняется такая разнонаправленность эффектов? Для анализа функционального влияния напряженности большое значение имеют исследования, в которых показана зависимость эффективности исполнения в сложных условиях от психофизиологических детерминант: активационных характеристик индивида (Jerkes, Dodson, 1908: Duffy, 1951: Freeman, 1948; Maimo, 1959; Kocowski, 1964; Eysenck, 1967; и др.), свойств его нервной системы и т. д.
Не умаляя важности этих аспектов рассмотрения проблемы, необходимо, однако, подчеркнуть, что в общем комплексе причин, обусловливающих эффективность деятельности в сложных условиях, одно из первых мест занимают собственно психологические причины.
Определения состояния «паника»
Наряду с разделением психической напряженности на операционную и эмоциональную, можно также выделить следующие два вида напряженности. Особенностью первого вида является то, что напряжение может быть вызвано долгосрочным воздействием даже незначительного стрессогенного фактора (например, постоянное отставание оператора от графика работы в случае операционной напряженности. Также вынужденное общение с человеком, который Вам неприятен, в случае эмоциональной напряженности).
Однако, состояние психической напряженности может быть вызвано кратковременным воздействием одного или нескольких стрессогенных факторов. В таком случае с точки зрения динамики развития состояние напряженности можно разделить на 3стадии:
1) Состояние паники
2) Осмысление ситуации
3) Реальные действия, направленные на изменение ситуации
С точки зрения данной работы первая стадия «состояние паники» - наиболее интересна. Потому как, именно находясь в состоянии паники, люди совершают большую часть всех ошибок, обусловленных состоянием психической напряженности, и детальный анализ данного состояния позволит существенно снизить величину этих ошибок. Для исследования состояния паники ниже приведены различные определения данного состояния.
ПАНИКА (от греческого panikon – безотчетный ужас), психологическое состояние, вызваное угрожающим воздействием внешних условий, и выраженное в чувсте острого страха, охватывающего человека или группу людей, неудержимого и неконтролируемого стремления избежать опасной ситуации.
ПАНИКА – крайний, неудержимый страх, сразу охватывающий человека или многих людей
ПАНИКА массовая – один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки ситуации, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совмесного противодействия. Взаимодействующая группа людей тем легче вырождается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сполоченность группы и авторитет ее лидеров. Выделяют социально-ситуативные условия возникновения массовой паники, связанные с общей обстановкой психической напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидание тяжелых событий (землятрясение, война, военный переворот, и т.д.); общепсихологические условия (неожиданность, испуг, связанный с недостатком сведений о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах противодействия); физеологические условия (усталость, голод, опъянение и т.д.)
Как видно из вышеперечисленных определений, состояние паники описывается как состояние неконтролируемого «безотчетного» ужаса. У человека, впавшего в состояние паники, блокируется логическое мышление: он перестает рассуждать и действует либо на уровне эмоций (в случае индивидуальной паники), либо бессознательно повторяет действия людей, находящихся вокруг него. Именно в этом заключается главная опасность данной ситуации.
Все вышесказанное в этой главе является научным аспектом проблемы состояния паники, но анализ был бы недостаточно полным, если не учесть исторический аспект, который будет рассмотрен ниже.
В данной главе приведен анализ мемуарной литературы — воспоминаний и наблюдений лиц, переживших или наблюдавших это явление. Одновременно здесь были широко использованы данные исследований историко-соцнологического характера, имеющие отношение к панике. Для выяснения некоторых вопросов были использованы произведения художественной литературы. Не будет лишним, прежде всего, выяснить, с чем связно такое наименование этого явления.
Слово «паника», обозначающее изучаемое явление, происходит от имени греческого бога Пана, популярного в греческой мифологии. Родиной культа Пана является Аркадия, где Пану поклонялись как богу — покровителю пастухов, пастбищ и овец. Человек в эпоху детства человечества, писал Горький руководствовался инстинктом самосохранения и голыми руками боролся с природой, со страхом, удивлением и восхищением перед ней, он создавал мифы, которые были его поэзией и содержали сумму всех его знаний о силах природы, его опыт, полученный в столкновениях с внешними враждебными силами. По мнению Маркса, всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, с действительным господством над этими силами природы. Миф представляет собой подчинение и преодоление посредством фантазии тех явлений, в борьбе, с которыми человек чувствовал себя бессильным, встать над которыми превышало его возможности.
Мифический облик Пана был создан для объяснения некоторых явлений именно такого ряда, перед которыми пастухи Аркадии чувствовали себя совершенно беспомощными.
Как справедливо указывают исследователи мифа о Пане, в жизни аркадийских пастухов самым страшным и убыточным было безумие стада. Пастух часто становился свидетелем того, как вследствие самой незначительной причины, особенно ночью, стада овец или коз, обезумев, бросались в воду, в огонь, как животные одно за другим прыгали в пропасть.
Известный исследователь животного мира Брэм так описывает это явление. Каждый подозрительный шорох заставляет насторожиться все стадо. Молния, гром, ураган, плохая погода лишают его способности нормального поведения; обезумевшее стадо разбегается по степи, овцы падают в воду, в огонь или же совершенно неподвижно застывают на одном месте. В это время их заносит снегом, заливает дождем, они замерзают, гибнут от голода, но не делают никаких попыток укрыться или найти пищу. Так бессмысленно погибают не одно и не два, а тысячи животных.
По мнению Рошера, совершенно естественно, что греческие пастухи приписывали это поистине демоническое явление, гневу мифического бога пастухов и стад".
И в самом деле, легко понять, что греческие пастухи, которые находились на ступени «детства» общественного развития человечества, объясняли гневом злых сил то катастрофическое и губительное явление, для понимания возникновения которого они не находили никаких объективных и сколько-либо понятных причин. Источником непостижимых и страшных сил они считали Пана.