Полная и систематизированная информация об объекте прогнозирования необходима для повышения достоверности и надежности прогноза. Ведь практическая деятельность по составлению прогноза в том и состоит, что обработанная определенным образом информация о состоянии объекта на текущий момент, о его тенденциях превращается в информацию о будущем состоянии объекта.
Наиболее ответственная часть работы по составлению краткосрочного прогноза заключается в выборе математической функции, которая отражает общую тенденцию. Здесь очень важным становится правильный выбор вида кривой, потому что если уравнение хорошо подобрано к исходным данным, то оно точнее выражает общую тенденцию, что в конечном счете сказывается на результатах прогноза. Выбор кривой, которая наилучшим образом описывает закономерности изменения данного эмпирического ряда, одна из важнейших проблем экстраполяционного прогноза.
Вид моделей тенденций развития определяется внутренними свойствами исследуемого процесса. Анализируя динамику размеров перевозок для обоснования формы моделей, воспользуемся методами теории экономического роста.
Процесс роста размеров перевозок на автомобильном транспорте можно описать дифференциальным уравнением вида:
которое показывает, что изменение зависимой переменной (в нашем случае размер перевозок) зависит как от времени, так и от величины самих размеров перевозок.
Рассматривая частный случай уравнения
Эти уравнения показывают различные варианты изменения размеров перевозок. Если ввести логарифмическую производную(относительную скорость роста, пропорциональное увеличение в единицу времени) то уравнение примет вид:
Эти уравнения содержат постоянную интегрирования, которую можно определить по заданному значению I, у
Каждая из перечисленных функций есть простая модель динамики размеров перевозок, описывающая траекторию экономического роста. Эти функции могут применяться и применяются для прогнозирования размеров перевозок на макроуровне, где присутствует большая инерционность и темпы прироста примерно одинаковы. Это показано в работе, а также подтверждается нашими расчетами.
Инерционность развития в наибольшей мере присуща тем параметрам, которые характеризуют макроструктуру народного хозяйства и в меньшей мере проявляются на уровне отраслей, предприятий, отдельных участков производства. В свою очередь, инерционность параметров, принадлежащих одному уровню, но различным отраслям, предприятиям тоже различна.
В соответствии с вышесказанным инерционность элементов транспортной системы — министерство, автоуправление, автотранспортное предприятие (объединение)- различна. Модели полиномиального вида, полученные методом прямой экстраполяции, достаточно хорошо работающие на высшем уровне, могут быть не применимы для прогнозирования показателей низшего уровня.
Анализ рис. 9 показывает, что на уровне автотранспортного предприятия инерционность намного меньше, а основная тенденция часто искажена случайной составляющей, поэтому для прогнозирования на уровне АТП (объединения) необходимо применять функции специального ви-1а, учитывающие неравномерность темпа прироста в каждый момент времени, т. е.
Рассматриваемая обобщенно-экспоненциальная функция сохраняет экспоненциальный закон как главную компоненту динамики размеров перевозок, а компонента роста отражает переменность темпа прироста в каждый момент времени. Функцию (19) можно привести к виду:
Таким образом, рекомендуемый нами набор функций для краткосрочного прогнозирования на уровне АТП и управлений включает не только широко распространенные в практике экономического прогнозирования полиномы до третьей степени включительно и экспоненциальную функцию, но и две еще не применявшиеся формы связи (обобщенно-экспоненциальные функции). Параметры прогнозирующих функций рассчитываются методом наименьших квадратов.
Согласно методу наименьших квадратов находится разность y-f, а сумма квадратов этих разностей S=будет функцией неизвестных «параметров. Так,
Определяют такую оценку параметров №, которая минимизирует 5(1Г), для чего определяется й81с!№ и приравнивается нулю, что дает систему т нормальных уравнений, которая должна быть решена относительно W
После нахождения неизвестных параметров прогнозных кривых необходимо оценить их близость к эмпирическим данным и выбрать наилучшую функцию. Критериями выбора являются: среднее абсолютное отклонение (|Л|); среднеквадратичное отклонение — о; коэффициент вариации — V; индекc корреляции Я.2; коэффициент Фишера Р. Все эти критерии предназначены для оценки качества аппроксимации, поэтому использование их выбора наилучшей прогнозирующей функции может привести к большим погрешностям. В работе применяется новый критерий — критерий минимума отклонения в последней точке (МОПТ). Рассмотрим этот метод более подробно. Применение этого критерия основывается на следующем: качество прогнозов путем прямой экстраполяции тенденций улучшается, если за прогнозирующую функцию выбирается та, которая дает наименьшее отклонение в последней точке исследуемого временного ряда, т. е. задача определения неизвестных параметров принимает вид
Для отыскания наилучшей функции применялась следующая процедура. Исходный временной ряд уменьшался на единицу, т. е. отбрасывалось последнее значение ряда, которое служило для проверки условия минимальности. По укороченному временному ряду находились параметры прогнозирующих функций и выбиралась та, которая обеспечивала минимальное отклонение в последней точке. Полученная форма связи применялась для экстраполяции уже по полному временному ряду.
С целью проверки изложенного метода прогнозирования на конкретном цифровом материале были проведены экспериментальные расчеты по определению перспективных величин размеров перевозок для предприятий Владимирского транспортного управления.
Методику выбора лучшей функции проследим на примере определения перспективной величины выработки в тонно-километрах на одну списочную автомобиле-тонну по АТП г. Суздаля (предпрогнозный период 9 лет). Для определения неизвестных параметров и оценочных критериев функций использовалась специально разработанная авторами программа РРОС--1.