Другой прием (дополняющий первый) — определение наиболее вероятного значения с учетом данных прогнозного фона (научно-технического, демографического, экономического, социологического, социокультурного, политического и международного). Необходимо выявить по каждой группе наиболее информативные в каждом конкретном случае показатели и соотнести их со значениями прямой экстраполяции, а если понадобится, — и со значениями верхней и нижней экстрем. В результате операции будет определено значение наиболее вероятного тренда — экстраполированной в будущее тенденции.
Таким образом, поисковый прогноз содержит четыре основные компоненты:
1) данные прямой экстраполяции динамических рядов исходной модели, служащие первоначальным ориентиром дальнейших прогнозных построений;
2) верхняя экстрема прогнозного поиска: результат сопоставления данных первой поисковой модели с данными прогнозного фона. Позволяет определить максимальное отклонение тренда в сторону области нереального;
3) нижняя экстрема прогнозного поиска: вычисляется теми же способами, что и верхняя. Определяют максимально возможное отклонение тренда до предела, за которым начинается область катастрофического;
4) наиболее вероятный тренд (экстраполированная в будущее тенденция) между верхней и нижней экстремами с учетом данных прогнозного фона.[3]
В процессе прогностического исследования недопустимо принижение значения ни одного из перечисленных компонентов. Первые три (прямая экстраполяция, верхняя и нижняя экстремы) служат как бы ограничителями наиболее вероятного тренда, очерчивающими границы реального в возможных его изменениях. Прямая экстраполяция здесь играет роль исходного момента, сдерживающего фактора при чрезмерном разбросе оценок противоречащих данных прогнозного фона.
Вместе же взятые, все четыре компоненты расширяют познавательные возможности лиц, принимающих решения, показывают недопустимость решений, выводящих объект на уровень утопии или катастрофы, стимулируют эвристичность мышления, дают возможность более основательно взвешивать возможные последствия принимаемых решений, а все это вместе обеспечивает высокую степень объективности и, следовательно, эффективность этих решений.[6]
Необходимо также отметить, что при разработке целевых, плановых, программных, проектных, организационных прогнозов специфические особенности поискового прогноза будут проявляться сообразно особенностям процессов разработки целей, планов, программ, проектов, организационных решений. Результатом прогнозного поиска будет не реально ожидаемое состояние, к которому следует приспособиться, а комплекс проблем, которые необходимо решить. Сама по себе цель поискового прогноза — выявление ожидаемого проблемного состояния, перспективных проблем, каждая из которых является составляющим звеном своеобразной ситуации — проблемной.
Прогнозирование размеров перевозок основывается на анализе развития экономики за прошедший период, причем этот анализ должен давать точную количественную формулировку исследуемому процессу перевозки грузов путем использования математико-статистических методов. Предвидение будущего состояния размеров перевозок базируется на результатах анализа прошлого и, следовательно, описывает перспективу в той мере, в какой она определяется объективно сложившимися явлениями и процессами. При этом используются главным образом методы и модели экстраполяционного характера. Методы экстраполирования опираются на принцип детерминизма, согласно которому будущее вытекает из настоящего, т. е. на преемственность связи между прошлым, настоящим и Экстраполяция является научным методом прогнозирования, так как ее применение основано на учете объективно существующей инерционности больших систем, что подтверждается всем опытом социалистического строительства. Для экономической системы этот закон выражается в невозможности ограниченными средствами в короткие сроки изменить поведение системы.
Существует много способов, приемов прогнозирования, основанных на экстраполяции тенденций. Однако большинство из них не учитывает специфику объекта прогнозирования. Поэтому рассмотрим методы и способы, повышающие надежность и точность экстраполяционных прогнозов размеров перевозок грузов на уровне АТП, объединений и управлении.
Под точностью прогнозирования размеров перевозок грузов (ошибкой прогноза) будем понимать величину отклонения фактического значения прогнозируемого показателя от ее истинного значения. Прогнозу присуща та или иная степень неопределенности, поэтому прогнозируемая величина определяется с допуски разной вероятностью. Поэтому оценка только точности показателя является недостаточной. Эту оценку надо дополнить
показателем, определяющим надежность самой оценки точности. Под надежностью прогнозирования размеров перевозок дует понимать вероятность наступления предсказываемого бытия при заданном комплексе условий и в пределах установленных допусков. Оценки точность и надежность взаимосвязаны.
Чем шире установлен предел точности, тем с. большей вероятностью он будет соблюдаться. Чем жестче допуск на величину показателя, тем меньше шансов на его такое соблюдение.
Поставленная задача решается в трех направлениях: исследование новых форм связи, разработка новых критериев оценки моделей и разработка новых методов прогноза.[6]
Объектом прогнозирования служили показатели размеров перевозок Владимирского транспортного управления за 1967—1975 гг.
Развитие транспорта характеризуется ростом объемов перевозок грузов, который зависит от уровня развития- экономики региона, сложившейся системы внутренних и внешних связей. Высокие темпы развития общественного производства обусловливают быстрый рост перевозочной работы "транспорта. Пропорциональное развитие транспорта и всего народного хозяйства :в целом достигается тогда, когда транспорт полностью удовлетворяет потребности экономики и населения в перевозках.
Анализируя содержание таблице можно видеть, что рост объемов перевозок грузов полностью определяется ростом валовой продукции промышленности и сельского хозяйства Владимирской области, т. е. объем перевозок грузов автомобильным транспортом общего пользования как бы ' синтезирует в себе размеры производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, развитие непроизводственной сферы и т. д. Таким образом, объем перевозок грузов автомобильным транспортом
|
общего пользования, являясь важнейшим отраслевым показателем, в то же время отражает и динамику развития экономики региона. Следовательно, прогнозирование размера перевозок грузов на основании данных за прошлые периоды приобретает исключительно важное значение, так как от точности прогнозирования размеров перевозок зависят реальность планов и их согласованность с планами развития других отраслей.