Наиболее доступным методом мониторинга товарного ассортимента ЛС может стать логистический подход, базирующийся на классификации товарооборота и товарных запасов измеряемых в единицах реализации или запаса (АВС-анализ ), и их классификации по структуре потребления (ХYZ-анализ). Первый позволяет определить группу товаров, приносящих наибольший валовый доход предприятию. Второй помогает структурировать потребление товаров по фактору стабильности потребления (спросу). При анализе альтернатив необходимо соблюсти баланс между услугами и издержками (упаковка, количество источников поступления заказов и точек отгрузки товара, принцип Паретто)
Лгистические проекты по каждой функциональной области тесно увязываются с единым хозяйственным планом. И включают в себя полную финансовую оценку, распределение ресурсов, управления логистической системой.
Анализ и оценку любых предложений, связанных с продвижением материалопотока, его прогнозированием, а также альтернативный выбор наилучших из вариантов можно произвести с помощью таких показателей, как:
1. отдачи от вложенного капитала, ОВК = Прибыль х 100/ Вложенный капитал; срок окупаемости инвестиций: Т = И/ Д – З – В, где Т – срок окупаемости, И – величина начальных инвестиций, Д – прогноз годового дохода, З – прогноз годовых затрат, В – прогноз ежегодного вклада;
2. метод среднего уровня отдачи (учитывает амортизацию): здесь можно определить Прибыльность (Пр) и Среднюю величину отдачи от вложенного капитала (Кв) Пр = В/А, где В - прогноз ежегодного вклада, А - амортизация; Кв = Н/ Т, где Т – срок окупаемости, Н – величина начального капитала. Их недостаток не позволяет учесть инфляцию, преимущества простота расчетов. Для учета этого фактора применяют метод дисконтирования;
3. Метод дисконтирования средств. Дисконт = Величина суммы получаемая в конце n-го года/ (1 + % ставка)n, где n – количество лет.
Так как производство является наиболее уязвимым звеном в логистическрй системе, то желательно создать такую производственную систему, которая бы обеспечивала ей наибольшую гибкость к изменяющимся условиям.
Логистика обладает активным интегрирующим потенциалом, способным связать воедино и улучшить взаимодействие между такими базовыми функциями, как снабжение, производство, транспортировка, маркетинг, дистрибуция, продажи. Например, преобразуя маркетинговую информацию, логистический менеджмент воздействует на производство, оптимизируя производственный цикл и продуктовые характеристики. Рационально управляя запасами продукции в снабжении, производстве и сбыте, логистика способствует уменьшению общих затрат, снижению цены товаров и в результате улучшению стратегических позиций фирмы на рынке.
а. Принятие руководством решения по обеспечению и эффективному использованию ресурсов для реализации данной стратегии.
б. Принятие решения в отношении совместимости организационной структуры и реализуемой стратегии. Либо формирование новой организационной структуры, либо приспособление существующей оргструктуры под данную стратегию.
в. Тщательный контроль за внутренней и внешней средой организации, т.е. реальным их воздействием на этапы выполнения стратегического плана, для своевременного принятия необходимых мер.
г. Формирование организационной культуры необходимой для реализации стратегии.
д. Выполнение определенных выработанных тактических действий по реализации стратегии.
Процесс контроля состоит из трех основных этапов:
1. Установления определенных стандартов, параметров по которым осуществляется контроль с их количественной или качественной оценкой.
2. Сопоставление достигнутых результатов с установленными параметрами. Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, т.е. отвечая на вопрос «Насколько мы продвинулись к поставленным целям?», руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу.
3. Принятие корректирующих действий, что определяется величиной и причиной отклонений. Здесь при выявлении отклонений контролируемых параметров от установленных, определяется необходимость и характер осуществления действий по устранению отрицательных отклонений.
Наиболее перспективным направление в формировании материальных потоков является организация сквозного потока на основе современных информационных технологий. Где на стадии приобретения и доставки сырья происходит интеграция с поставщиком, омтс, отделом финансов, транспортной компанией; на стадии изготовления продукции интеграция с маркетингом, производством; на стадии реализации интеграция со сбытом, маркетингом, торговой компанией. Примером построения такой системы является созданный в г. Новосибирске виртуально распределительный торговый центр, сосредотачивающего информацию о товарах и спросе в регионе. Разрабатывается программное обеспечение для создания информационной базы данных (сбора, оперативной работы, анализа, обновления), куда заносятся информация о всех поставщиках, их возможностях, ценовой политики, структуры работы, а также о товаре, ассортименте, количестве, качестве, месторасположении и потребителях (уровень канала сбыта) их спросе, возможностях, условиях работы, их надежности, деловой имидж и т.д. с постоянным обновлением данных. Это позволяет получить ряд преимуществ: при закупке сырья получить эффект от деятельности поставщика, за счет использования его заинтересованности, знаний рынка, а при сбыте эффект от деятельности торгового посредника.
Упрощенно данную модель можно представить в виде схемы.