2) Стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таким как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков (однако позволяет согласовать или интегрировать свою собственную СМК с другими системами менеджмента).
3) Стандартом закреплены общие положения и определена область его применения и нормативные ссылки (в том числе на стандарт ИСО 9000). В отношении СМК установлены:
· общие требования о разработке, документировании, внедрении и поддержании в рабочем состоянии СМК, постоянном улучшении ее результативности; обязанности организации по определению процессов (необходимых для СМК), их последовательности, критериев и методов результативности, ресурсов и информации для поддержания этих процессов и их мониторинга;
· требования к документации: состав документации СМК; разработка и поддержание в рабочем состоянии руководства по качеству (требования к его содержанию); внедрение системы управления документацией (на основе разработки документированной процедуры); определения средств управления, необходимых для идентификации, хранения записей, их защиты и т.д.;
· ответственность руководства, - обязательства руководства по разработке и внедрению СМК, ориентированной на потребителя; поддержание политики в области качества; обеспечение целенаправленного планирования в области качества; распределение ответственности, полномочий и обеспечение процессов обмена информацией; анализ данных со стороны руководства;
· менеджмент ресурсов, - определение и обеспечение ресурсами, требуемыми для внедрения, функционирования и улучшения СМК (в том числе компетентными трудовыми ресурсами); поддержание инфраструктуры и производственной среды в рабочем состоянии (здания, рабочее пространство, физические, экологические и другие факторы);
· процессы жизненного цикла продукции, - планирование, проектирование и разработка процессов, (в том числе: процессы, связанные с потребителями; процессы закупок; процессы производства и обслуживания; процессы управления оборудованием для мониторинга и измерений);
· измерение, анализ и улучшение, - мониторинг и измерение удовлетворенности потребителей; мониторинг и измерение процессов СМК, характеристик продукции; управление несоответствующей продукцией; анализ данных для демонстрации пригодности и результативности СМК; постоянное улучшение эффективности СМК, осуществление корректирующих и предупреждающих действий для устранения причин потенциальных несоответствий.
Система сертификации ГОСТ Р – это Система сертификации ГОССТАНДАРТА России. В соответствии с российским законодательством – Федеральное агентство оп техническому регулированию и метрологии (сокращенно ФАТРИМ) – является национальным органом, который уполномочен проводить аккредитацию органов по сертификации в государственной Системе сертификации ГОСТ Р. При аккредитации в ФАТРИМе орган по сертификации получает индивидуальный регистрационный номер, аттестат аккредитации, сведения об органе по сертификации заносятся на официальный сайт www.gost.ru в раздел «органы по сертификации», а сам аккредитованный орган получает право выдавать сертификаты соответствия государственного образца.
Ведущим государственным институтом Системы сертификации ГОСТ Р является Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ГУП ВНИИС). Традиционной сферой деятельности ВНИИС является оказание услуг организациям по разработке, внедрению, подготовке к сертификации и совершенствованию систем менеджмента: системы менеджмента качества (ИСО 9000), системы экологического менеджмента (ИСО 14 000), системы менеджмента охраны труда (OHSAS 18000) и других систем.
Сертификация систем менеджмента качества по стандартам серии ИСО 9000 лучше всего свидетельствует о том, что компанией строго соблюдаются и выполняются требования определенные международными и национальными стандартами. Сертификация СМК является добровольной процедурой и применяется в целях подтверждения выполнения в организациях требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Наличие сертификата соответствия серии служит для потребителей основным критерием отбора при выборе организаций и гарантией качества оказываемых услуг.
Наличие сертифицированной СМК позволяет предприятию:
· усовершенствовать организационную структуру управления и повысить ее эффективность;
· повысить уровень качества продукции или услуг;
· увеличить объем сбыта продукции;
· снизить непроизводительные затраты (потери при производстве, брак, рекламации);
· реализовывать выпускаемую продукцию по мировым ценам;
· повысить имидж компании в глазах иностранных и российских партнеров, инвесторов;
· побеждать в конкурентной борьбе;
· предоставит возможность получения льготных кредитов;
· формировать общественное мнение о стабильном, прочном положении предприятия на рынке;
· предоставить возможность получения государственного, муниципального, или городского заказа на производство работ и услуг.[2]
Работы по сертификации имеют один предварительный и два основных этапа сертификации:
С развитием процессов интеграции России в мировое и культурное пространство, все больше туристов и специалистов приезжает в столицу и другие города России. Основным критерием при выборе отеля или гостиницы для иностранцев, как правило, является количество звезд (более трех) и привычные для них международные сертификаты качества – такие, как ISO 9001.
В последнее время наблюдается тенденция отказа гостиниц от проверки «на звездность», поскольку «сейчас клиенты больше обращают внимание на качество обслуживания, а количество «звезд» значения не имеет». При этом качественный сервис и систему контроля качества обслуживания в гостинице нельзя проверить механическим пересчетом квадратных метров различных функциональных зон и наличием или отсутствием «уникальной» услуги «утренняя побудка». Общепринятые оценки качества: наличие униформы со значками; наличие специальных инструкций, с прописанными обязанностями персонала – не главное для постояльцев, - им важно качество обслуживания и компетентность персонала.