рефераты по менеджменту

Лидерство в управлении

Страница
4

самостоя-

тельных

решений

Источник: Robert Tannenbaum and Warren Schmidt, «How to Choose a Leadership Pattern», Harvard Business Review, May—June 1973.

Рис. 1 Континуум лидерства

В зависимости от ситуации лидер может регулировать свой стиль руководства. Р. Таннен-баум и У. Шмидт предположили, что степень ориентации руководства на «бос­са» или подчиненных зависит от организационных обстоятельств. Например, если руководителя «поджимают» сроки или обучение подчиненных методикам принятия решения потребует слишком много времени, лидер, что наиболее вероятно, предпоч­тет автократический стиль. Если сотрудники подготовлены к участию в принятии решений, может быть использован коллегиальный стиль руководства. Другим ситуа­ционным фактором является разница в квалификации подчиненных и лидера. Чем больше такого рода различия, тем более автократичным будет подход менеджера (со­трудники не обладают необходимыми для принятия решений знаниями).

Ситуационные подходы к эффективному лидерству

Неспособность более ранних исследователей найти постоянную зависимость меж­ду стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью явилась ярким показателем того, что во всех случаях действуют один или более дополнительных факторов. Чтобы найти эти факторы, теоретики стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, а на всю ситуацию в целом. Как часто бывает в теории управления, это оказалось трудным. Однако были разработаны четыре ситу­ационных модели, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства: ситуационная модель руководства Фидлера, подход Митчела и Хауса «путь — цель», теория жизненного цикла Герси и Бланчарда и модель принятия решений руководи­телем Врума-Йеттона.

Теория Фидлера

Теория Ф.Фидлера – одна из первых, но весьма продуктивная попытка построить стройную систему, объединяющую стили руководства и организационные ситуации. Основная идея проста: определение наиболее адекватного конкретным обстоятельствам стиля лидерства.(1)

Краеугольным камнем ситуационной теории Ф. Фидлера является ориентированность руководителя на взаимоотношения или на выполнение задачи. Руководитель, ориентированный на взаимоотношения, прежде всего учи­тывает потребности сотрудников (что характерно и для описанного выше стиля вни­мания к подчиненным). Ориентированный на задачи лидер в первую очередь заин­тересован в выполнении рабочих заданий.

По Фидлеру, стиль руководства определяется с помощью шкалы «наименее предпочитаемого сотрудника». Шкала НПС представляет собой мотивационную систему поведенческих предпочтений руководителя и состоит из 16 противоположных прилагательных, расположенных по разные стороны 8-бальной шкалы. Вот некоторые используемые Ф.Фидлером в шкале НПС биполярные определения.

Открытый

               

Сдержанный

Придирчивый

               

Покладистый

Эффективный

               

Непродуктивный

Самоуверенный

               

Нерешительный

Угрюмый

               

Жизнерадостный

Если руководитель, описывая наименее предпочитаемого сотрудника, использует прилагательные с положительным значением, считается, что он ориентирован на вза­имоотношения (заботливый, уважающий чувства других людей менеджер). И наобо­рот, если лидер использует преимущественно отрицательные определения, принято считать, что он уделяет основное внимание рабочим задачам.

Конкретные ситуации анализируются по трем параметрам: качество взаимоотношений руководитель—подчиненные (здесь оценивается атмосфера в коллективе, отношение подчиненных к менеджеру), структура задачи (отражает качество формулировки поставленного перед группой рабочего задания, необходимость выполнения специфических процедур и наличие ясных, четких целей) и должностные полномочия (уровень формальной власти руководителя над под­чиненными). Широкие должностные полномочия предполагают, что менеджер имеет право планировать работу сотрудников и управлять ею, оценивать их труд, поощрять и наказывать сотрудников.

Высокая Высокие результаты показывают

ориентированные

на сотрудников

менеджеры

Оценка по шкале

наименее 0-------------------------------------------------------------------------------------------

предпочитаемого Высокие результаты

сотрудника показывают

ориентированные

на задачи менеджеры

Низкая  

Взаимоотношения руководитель— подчиненный

Хоро­шие

Хоро­шие

Хоро­шие

Хоро­шие

Плохие

Плохие

Плохие

Плохие

Структура задачи

Высокий уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Должностные полномочия лидера

Широ­кие

Огра-ничен­ные

Широ­кие

Огра­ничен­ные

Широ­кие

Огра­ничен­ные

Широ­кие

Огра­ничен­ные

Ситуации

I

II III

IV

V

VI VII

VIII

             
Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту