Исследователи Блейк и Моутон развили теорию стилей и показали, что можно научиться компетентному руководству, и опровергли ранние личностные теории, отмечавшие важность врожденных качеств. Менеджер может учиться руководить, используя обратную связь и критику со стороны коллег, чтобы изменить или улучшить стиль своего управления. Новая классификация стала разделять менеджеров на ориентированных на выполнение задания и ориентированных на людей.
1.9 «Либерал» - максимум внимания к людям, 9.9 «Организатор» - управление командой,
минимум к работе, целенаправленная политика высокая степень самостоятельности внутри
на удовлетворение потребностей людей приводит команды, ведут к доверию, уважению,
к возникновению дружеской атмосферы и спорной инициативе и высоким результатам.
работе.
5.5 «Манипулятор» - управление организацией людей,
балансирование между необходимостью выполнения работы
и удовлетворения потребностей людей.
1.1 «Пессимист» – минимальное управление, 9.1 «Диктатор» - эффективность достигается
направленное только на сохранение жесткой организацией труда, интересы людей
коллектива. учитываются мало.
Направленность на выполнения задания, классификация Блейка-Моутона.
Сама классификация стилей Блейка-Моутона показывает, что не существует абсолютно эффективного стиля без учета специфики должности и руководимого коллектива.
Однако обследование значительного числа менеджеров подтвердило гипотезу основателей модели о том, что независимо от ситуации стиль 9.9 – является лучшим.
Управленческое поведение принимает разные формы в зависимости от того, каково соотношения между употреблением власти руководителем и зоной предоставляемой свободы для подчиненных.
Употребление
Власти
Руководителем
присоединение
консультирование
тестирование
инструктаж
приказ
Зоны свободы
подчиненного
Управленческое поведение по Таннебауму и Шмидту определяется параметром вдоль горизонтальной оси.
Приказ- лидер решает как организовать выполнение задачи, приказывает персонально человеку, чтобы заставить его выполнить волю лидера.
Инструктаж – лидер решает, как организовать выполнение задачи, приказывает, но объясняет подчиненному зачем, почему и как нужно сделать, чтобы заставить человека выполнить правильно указания лидера.
Тестирование – лидер выбирает линию, которой надо следовать перед тем, как браться за работу, учитывает мнения ограниченного круга экспертов-специалистов, при необходимости может менять свое мнение.
Консультирование – лидер определяет проблему, предлагает альтернативные планы действий, ищет и учитывает предложения подчиненных о действиях, которые требуется предпринять.
Присоединение – лидер определяет проблему и присоединяется к процессу выработки альтернативных вариантов действий совместно с подчиненными, альтернативы оцениваются и принимается окончательное решение.
Ситуационный подход используется при построение системы управления персоналом, но этот подход находит свое применение при описание поведения людей в организации. Теории основанные на ситуационном подходе, стали следующим этапом развития теории управления персоналом и управленческого поведения.
Заключение.
Обобщенно можно выделить две формы управленческого поведения:
1) директивное поведение – руководитель определяет структуру решения, контроль, надзор.
2) ситуационное поведение – основанное на положении, что не существует никакого оптимального стиля руководства: успешное поведение определяется не одним фактором, а ситуацией в целом.
Управление всегда целевое, но в теории управления персоналом целевой подход используется для того, чтобы разработать особые методы управления людьми. Теории, в той или иной мере использующие идеи целевого подхода при выборе стиля руководства, являются прямым развитием ситуационных моделей.