- - проведения делового совещания с руководителями с целью выработки согласованного мнения о комплексе проблем управления человеческими ресурсами в период реформирования Общества и стратегических направлениях в их решении;
- - интервью с руководителями с целью коррекции проекта текста Концепции.
2.2.1. Организационно-управленческие аспекты
На основании решения Правления и Совета директоров РАО «ЕЭС России» создано и 17.07.2002 зарегистрировано ОАО «СО–ЦДУ ЕЭС». В соответствии со статьей 3.1 Устава ОАО «СО–ЦДУ ЕЭС» создано в целях:
- - обеспечения укрепления, надежного функционирования и развития Единой энергетической системы Российской Федерации;
- - создания условий для эффективного функционирования рынка электроэнергии (мощности);
- - обеспечения соблюдения установленных технологических параметров функционирования электроэнергетики и стандартных показателей качества электрической энергии при условии экономической эффективности процесса оперативно-диспетчерского управления и принятия мер для обеспечения исполнения обязательств субъектов электроэнергетики по договорам, заключаемым на оптовом рынке электрической энергии и розничных рынках;
- - обеспечения централизованного оперативно-технологического управления Единой энергетической системой России;
- - получения прибыли.
К сентябрю 2003 года штатная численность возросла до 5600. В состав Общества вошли 60 филиалов. Вследствие стремительного роста изменились требования к системе управления Обществом, в том числе в области управления человеческими ресурсами.
На первом этапе формирования Общества приоритетными задачами в области управления человеческими ресурсами являлись:
- - разработка и запуск процедур, направленных на формирование единых стандартов работы с персоналом;
- - создание нормативной базы, регламентирующей различные аспекты управления персоналом в условиях обширной филиальной сети.
В области управления человеческими ресурсами в Обществе достигнуты следующие результаты:
- - утверждены типовые документы, на основании которых филиалы разработали и согласовали с центральным аппаратом процедуры в области оплаты и стимулирования труда, трудового распорядка, социального обеспечения, предоставления отпусков, разработки положений и должностных инструкций и пр.;
- - разработаны единые для филиалов регламенты назначения руководителей и специалистов, где указаны требования к кандидатам на ключевые должности и порядок согласования кандидатов с центральным аппаратом, методика планирования расходов на оплату труда, пакет документов по коллективной форме организации и стимулирования труда, памятка для руководителей кадровых служб о порядке взаимодействия с Департаментом управления персоналом;
- - рассчитана нормативная численность персонала, согласованы и утверждены организационные структуры, штатные расписания, фонды оплаты труда филиалов, разработаны схемы должностных окладов;
- - проведен конкурсный отбор и согласованы с центральным аппаратом кандидаты на должности руководителей филиалов и на все ключевые должности в филиалах;
- - формируются, анализируются и утверждаются в центральном аппарате планы подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
- - произведен сбор и анализ информации о типовых проблемах в области управления человеческими ресурсами в филиалах, организовано селекторное совещание, на котором даны рекомендации по решению этих проблем.
Таким образом, задача первого этапа – формирование единых подходов к управлению человеческими ресурсами Общества – выполнена. В настоящее время требуется переход на качественно новый уровень управления человеческими ресурсами. С этой целью в Обществе проведено совещание с руководителями высшего звена, на котором обсуждались текущая ситуация в области управления человеческими ресурсами, проблемы и перспективы дальнейшего развития в этом направлении деятельности. На совещании были выявлены две группы проблем (общие и специфические):
Общие проблемы:
- - отсутствие долгосрочной программы развития Общества;
- - несовершенная система мотивации персонала;
- - несовершенная система подготовки персонала;
- - отсутствие системы бизнес-планирования процессов управления персоналом (на уровне должностных позиций и рабочих мест);
- - недостаточная эффективность системы обеспечения надежности деятельности и сохранения здоровья;
- - перегруженность персонала;
- - несформированность единой корпоративной культуры;
- - слабый топ-менеджмент в ряде филиалов;
- - недостаточно систематизированный подход к управлению человеческими ресурсами.
Специфические проблемы:
- - недостаточное количество специалистов на рынке труда, готовых для работы в Обществе;
- - длительность подготовки специалистов в профессиональной среде Общества;
- - высокий уровень ответственности и цена ошибки персонала;
- - высокие психофизиологические нагрузки.
В результате анализа деятельности по управлению человеческими ресурсами Общества участниками совещания и независимыми экспертами сделаны выводы о необходимости разработки и внедрения в Обществе системы управления человеческими ресурсами, которая позволит организовать работу с персоналом на качественно новом уровне.
2.2.2. Проблемы обеспечения надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья персонала
2.2.2.1. Неблагоприятные эколого-гигиенические факторы среды
обитания и жизнедеятельности
Энергетический комплекс России характеризуется самым большим разнообразием неблагоприятного воздействия на персонал опасных и вредных производственных факторов. Различные сочетания физических, химических, биологических и психофизиологических неблагоприятных производственных факторов обуславливают комплексную нагрузку на организм работающего человека, формируя в итоге тот или иной вид профессионально обусловленной острой и хронической патологии. Для персонала Общества характерными неблагоприятными эколого-гигиеническими факторами среды обитания и жизнедеятельности являются:
- - неоптимальные характеристики микроклимата;
- - электромагнитное излучение приборов, оборудования, мониторов ПЭВМ и т.д.;
- - высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха различными примесями;
- - нервно-эмоциональное напряжение и хронический психический стресс;
- - сменный режим труда (хронобиологический фактор), приводящий к развитию десинхронозов;
- - выраженное зрительное напряжение;
- - недостаточная организация «личного пространства», приводящая к формированию агрессии и нервно-психического утомления;
- - а также ряд других факторов.
Таким образом, формирование оптимальной эколого-гигиенической среды жизнедеятельности персонала Общества является важнейшей проблемой обеспечения высокой эффективности и надежности профессиональной деятельности, сохранения здоровья и профессионального долголетия работников.