В-третьих, менеджерами высшего звена нередко становятся люди, ранее выполнявшие более специфические задачи. Поэтому и определенную сферу деятельности они знают гораздо лучше, чем другие сферы. Деятельность же менеджера настолько напряженная, что для изучения этих других сфер деятельности он вряд ли имеет все необходимые возможности. К тому же человек, начавший работать по конкретной специальности и в последствии занявший высокий пост, лишен такого важного преимущества, как опыт практической работы, которое имеет работник, начавший работать на менее важном посту. Поэтому от менеджера нельзя требовать абсолютного всезнайства.
В-четвертых, огромный отпечаток на работу менеджера накладывают особенности того места, где он работает. Является ли это предприятие крупным, средним или мелким? Какие люди окружают менеджера? В какой сфере деятельности работает организация? Нужно ли этих людей подталкивать, или же они могут самостоятельно работать эффективно? Насколько хорошо поставлена работа как в управлении, так и в подразделениях? Каково экономическое положение в стране? От ответов на эти вопросы, а также наподобие им зависит совокупность качеств, которые необходимы менеджеру.
Тем не менее менеджер должен стремиться к тому, чтобы обладать как можно большим набором качеств, которые помогали бы ему в работе. Без постоянного стремления к самосовершенствованию еще никто не добился заметных результатов. Не стоит впадать в крайность, считая себя недостойным чего-либо. Однако и опасна противоположная крайность, когда человек начинает считать себя совершенством, думая, что ему уже нечего познавать.
Другое дело, что всегда необходимо сознавать: совершенных людей не существует. Многие талантливые люди не смогли добиться ничего из-за того, что считали себя слишком несовершенными и видели в других достоинства, которых в этих людях было не так уж много. Другими словами, излишняя требовательность к себе может стать причиной серьезных проблем, препятствующей качественной работе и реализации собственной личности. Сочетание самокритичности, стремление к развитию и понимание собственных ограничений, то есть объективная самооценка, - вот сочетание качеств, которое необходимо в любой деятельности.
Практика показывает, что одни руководители умело ведут людей за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, другие же а подобных ситуациях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных, наконец, повлиять на человека, чтобы он захотел выполнит решение, которое принял менеджер, - свидетельство того, что у лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.
Эффективное руководство предполагает способность разделить свое видение проблем с другими, мотивировать их для достижения поставленных целей, т.е. управлять вместе с людьми, а не управлять людьми.
Чтобы подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они – понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди и ситуация постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, - важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.
В бывшем СССР при подборе управленческих кадров руководствовались четырьмя основными требованиями: политическая грамотность, моральная устойчивость, компетентность, организаторские способности.
Для сравнения приведем квалификационные требования к личности менеджера в Великобритании:
1. понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владения способами увлечения эффективности управления;
2. способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;
3. ораторские способности и умение выражать мысли;
4. владение искусством управления людьми, подбора и подготовки кадров, регулирование отношений среди подчиненных;
5. способность налаживать отношения между фирмой и ее клиентами, управлять ресурсами, планировать и прогнозировать их деятельность;
6. способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;
7. умение оценивать не только знания, но и проявлять знания на практике.
Среди государственных служащих США все менеджеры категоризируются по восемнадцати рангам: с1-го по 8-й – низший персонал (конторские работники, машинистки); с 9-го по 12-й – руководящий состав низшего звена; с 13-го по 15-й – руководители среднего звена (в госучреждениях их называют уже менеджерами); с 16-го по 18-й – высшее профессиональное руководство (министры и их заместители, начальники управлений).
Исследование, проведенное Институтом Гэллаппа, показывает, что, несмотря на управленческий ранг, имеется определенное сочетание параметров-требований, гарантирующих успех в работе любого менеджера. В частности, в системе управления США выделяется пять основных требований:
1. здравый смысл;
2. знание дела;
3. уверенность в своих силах;
4. высокий общий уровень развития;
5. способность доводить начатое дело до конца.
Определенный интерес в этой связи представляет концепция ограничений. Идея состоит в том, что все менеджеры имеют возможности развивать и повышать эффектность своей работы. Однако присутствуют такие области, в которых они, мягко говоря, не компетентны. Такие действия менеджера и трактуются как ограничения. Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей менеджера.
В этой связи выделяют следующие 11 потенциальных ограничений в деятельности руководителя.
1. Неумение управлять собой. Каждый менеджер должен научиться управлять собой и общаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом. Те руководители, которые не умеют управлять собой (правильно «разряжаться», бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать время, энергию и навыки) ограничены неспособность управлять собой.
2. Размытые личные ценности. Менеджеры должны ежедневно принимать великое множество решений, базирующихся на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для себя и окружающих, то они будут восприниматься в искаженном виде. В результате эффективность принятия и реализации управленческих решений снизится. Поэтому менеджеры, у которых не определены собственные основные принципы и ценности, ограниченны размытостью личных ценностей.
3. Не ямные личные цели. Есть менеджеров, которым не хватает ясности в своих личных целях, но ест и такие, кто проявляет в свей жизни необыкновенную собранность и сосредоточенность. Почему так происходит? Дело в том, что одни хорошо знают, чего они хотят, а другие нет.