рефераты по менеджменту

Организационная культура и культура предпринимательства

Страница
1

Понятие культуры предприятий. Ценностный аспект организационной культуры.

Культуру предприятий можно охарактеризовать как специфическую, характерную для данной организации систему связей, действий, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела.

Культура предприятия выражает определенные коллективные представления о целях и способе предпринимательской деятельности данного предприятия.

Французский социолог Н. Деметр подчеркивает, что культура предприятия – это система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами.

Основная функция организационной культуры предприятия - создать ощущение идентичности всех членов организации, образ коллективного «мы».

Помимо формирования этих общих взглядов, культура предприятия обеспечивает гармонизацию коллективных и индивидуальных интересов. Таким образом, культура предприятия мобилизует энергию его членов и направляет на достижение цели предприятия.

Каково же содержание организационной культуры? Ведущую роль в культуре предприятий играют организационные ценности.

Организационные ценности – это предметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации.

Главные ценности на предприятиях:

1) цели (их реализация);

2) стабильный заказчик, долговременные устойчивые отношения с ним;

3) максимальная экономическая эффективность, получение прибыли;

4) функционирование организации связано со взаимодействием двух составляющих: средств производства и рабочей силы.

Внутриорганизационные ценности:

- дисциплина;

- исполнительность;

- ответственность

- стабильность поведения как отдельного работника, так и всего коллектива;

- новаторство (разнообразные инновации);

- инициативность;

- творческие наклонности;

- личная преданность;

- конформизм;

- послушание.

Существуют общие ценности, которые являются составной частью культуры предприятий, однако на каждом предприятии эти ценности имеют свои модификации. Способность того или иного предприятия создать ключевые ценности, которые объединят усилия всех структур, по мнению П. Питерса и Р. Уотермена, является одним из самых глубоких источников успешной деятельности предприятий.

Главная цель у сформированных ключевых ценностей или принципов деятельности предприятия – создать предельный образ, «имидж предприятия». Эти принципы громогласно провозглашаются в речах основателей или президентов компаний, различного рода информационных документах, включая и рекламные ролики, вывески и т.д. Эти принципы, объединенные в систему, определяются как «кредо» предприятия, его «символ веры». Совокупность таких принципов зачастую называется «философией» данного предприятия. Например, американская компания по производству электронной техники IBM, в качестве важнейших принципов своей деятельности особо выдвигает три:

1) Каждый человек заслуживает уважения.

2) Каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое только возможно.

3) Добиваться совершенства во всем.

Предприятие провозглашает, как правило, ряд определяющих принципов. Однако среди них выделяют один, наиболее важный, в виде ключевой ценности предприятия. Ключевая ценность формируется в виде лозунга. В лозунге провозглашается основная направленность предпринимательской деятельности предприятия.

Пример лозунга: « IBM – означает сервис ».

Руководство компании уделяет большое внимание пропаганде и внедрению своих основополагающих принципов. Они должны стать достоянием внутреннего мира всего персонала: им детально объясняют принципы и логику функционирования компании.

Большое значение в деле распространения основополагающих принципов культуры предприятия отводится изучению истории предприятия и ее пропаганде.

История играет роль посредника между прошлым и нынешним коллективом. Знание ее помогает людям адаптироваться к современным условиям функционирования предприятия.

Важное место отводится описанию эволюции производственной деятельности, выпускаемой продукции, с чего началось производство, как шло развитие производства, на производстве каких товаров компания достигла наибольших успехов.

Важное место в функционировании соответствующей культуры предприятия имеет проводимая его руководством кадровая политика. Эта политика проявляется прежде всего в отборе персонала.

Основные элементы и особенности функционирования знаково – символической системы на предприятии.

Через знаково – символическую систему осуществляется производство и воспроизводство культуры предприятия, ее постоянное функционирование. Иными словами, культура предприятия живет и действует на основе различных форм знаково – символической системы.

Функционирование знаково – символической системы осуществляется во взаимодействии двух ее составляющих моментов: мифологии и обрядов.

Мифология – система словесных символов.

Обряд – это система символов в действии.

Основу мифологии составляет лингвистическая составляющая – язык.

Язык – это наиболее интегральная часть культуры.

Слово всегда значимо, несет в себе оценочную нагрузку. Значение имеет сам способ формулирования мысли. Не менее значима эмоциональная составляющая языка – тон.

Содержательная же часть мифологии предприятий существует в виде метафорических историй, анекдотов, которые постоянно циркулируют на предприятии. Обычно они связаны с основанием компании и призваны донести до рабочих и служащих ценности компании, «ее кредо».

Приведение в движение мифологии, ее воспроизводство, превращение в факт социального общения осуществляется при помощи обрядов и ритуалов. Обряды и ритуалы направлены прежде всего на то, чтобы придать особую важность событиям, которые связаны со стержневыми ценностями предприятия. Это могут быть торжественные собрания (юбилеи и т.д.),посвятительные обряды (при приеме новичков). Большая роль в воспитании преданности компании отводится церемонии проводов на заслуженный отдых ветеранов компании.

К знаково – символической системе культуры предприятий относятся также такие, как стиль одежды, знаки отличия, статус и др. все эти элементы призваны символизировать ценности данного предприятия. Вся эта совокупность средств идеологического и морального воздействия создает серьезные внешнеэкономические предпосылки для эффективной деятельности компании и реализации ее сотрудникам своих сил и способностей.

Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях.

Руководящие принципы культуры предприятий находятся в прямой зависимости от культуры окружающей среды.

В 60 – 80 г.г. ХХ столетия были проведены значительные исследования, доказавшие определяющую роль национально - государственного и этнического факторов в становлении и функционировании культуры предприятию Это привело к тому, что в современной социологической литературе получили довольно широкое распространение типологии организационных культур по национально – государственному признаку. В основе этих типологий лежат важнейшие ценностные ориентации и верования, характерные для тех или иных национально – государственных образований и этнических общностей. Эти ценностные ориентации и верования напрямую связываются с господством в данном обществе той или иной разновидности религии.

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту