рефераты по менеджменту

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Страница
1

Введение.

Восстановление экономического роста в России требует большого объема гигантских инвестиционных ресурсов. Как свидетельствует исторический опыт, развитые и развивающие страны активно привлекали иностранные инвестиции, особенно последние сорок лет.

В настоящее время страх перед высоким риском капиталовложений в России сдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, что не мешает другим вкладывать свои капиталы. При этом характерно, что число последних увеличивается.

Расширяется и сфера приложения иностранного капитала. Прошло время, когда иностранных инвесторов интересовали только сырьевые отрасли с высоким экспортным потенциалом или гиганты российской промышленности, инвестиции в которые могут быть застрахованы правительственными гарантиями.

Сейчас реальный интерес для инвесторов представляют и «рядовые российские предприятия»: крупные и средние, выпускающие самый широкий круг товаров для российского рынка или имеющие хорошие перспективы освоения этого рынка в ближайшем будущем.

Вместе с тем, рост привлекательности необъятного российского рынка и расширение возможности привлечения инвестиций еще не означают, что иностранный капитал стал легкодоступным. Привлечение его – дело непростое даже для предприятий, действующих в странах с более благоприятным инвестиционным климатом и с меньшими рисками. При этом существует множество различных проблем.

Одна из основных проблем, мешающих инвестированию в российскую экономику - различие российской и западной систем бухучета. Система GAAP дает представление о реальном положении дел на предприятии, в то время как отечественная система бухучета подобного представления не дает (особенно это касается такого понятия, как чистая прибыль).

Другая проблема заключается в том, что многие руководители наших компаний не понимают принципов инвестирования и этики общения с иностранными инвесторами. Это привело к появлению термина "красный директор", обозначающего руководителя, уровень мышления и методы управления которого соответствуют эпохе социализма. Не менее важной остается проблема коррумпированности российских чиновников, из-за которой многие проекты остаются нереализованными, особенно проекты среднего уровня.

К мотивам, по которым иностранные инвесторы предпочитают размещать свои инвестиции именно в России, прежде всего необходимо отнести значительный объем отечественного рынка, а также наличие дешевой рабочей силы, квалифицированных специалистов и, что немаловажно, - появившуюся в последнее время у нас в стране тенденцию к снижению торговых барьеров (в 2001-2002 годах, в преддверии вступления в ВТО, Россия частично либерализовала свои рынки).

Основные виды инвестиций.

По данным Госкомстата, иностранные инвестиции в российскую экономику в 2002 г. составили 19,8 млрд. долларов, что на 38,7% больше, чем в 2001 году.

Наша страна привлекает капитал, в основном, форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

Табл.1

Иностранные инвестиции в Россию в 2002 г.

Общий объем

Прямые

Портфельные

Прочие

$ млрд

в % к 2001 г.

$ млрд

в % к 2001 г.

Доля в общем объеме, %

$ млрд.

в % к 2001 г.

Доля в общем объеме, %

$ млрд

в % к 2001 г.

Доля в общем объеме, %

Иностранные инвестиции в 2002 г.

19,78

38,70%

4,002

0,60%

20,23%

0,472

4,6%

2,39%

15,306

55,80%

77,38%

К прямым инвестициям, по методологии Госкомстата, относят инвестиции юридических или физических лиц, полностью владеющих предприятием или контролирующих не менее 10% уставного капитала предприятия. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) считаются наиболее устойчивыми к колебаниям на финансовых рынках, наиболее привлекательными для обеспечения экономического роста.

Прямые инвестиции - капиталовложения в производство или активы, предоставляющие инвестору полный контроль над деятельностью предприятия.

Прямые инвестиции делятся на две группы:

1) капитальные трансконтинентальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное - нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающими и для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;

2) транснациональные вложения- прямые вложения, часто в соседней стране. Цель - минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.

Черты, характерные для прямых инвестиций:

- при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;

- большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;

- стран-импортеров иностранного капитала.

Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:

- организация новых предприятий;

- скупка или поглощение уже существующих компаний.

К портфельным инвестициям относят приобретение акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в уставном капитале. Портфельные инвестиции, особенно на развивающихся рынках, это, как правило, краткосрочные, «горячие деньги» институциональных инвесторов, которые быстро приходят при улучшении инвестиционной привлекательности в стране, и также быстро «уходят» при ухудшении конъюнктуры на финансовых рынках, вызванной, например, ухудшением состояния платежного баланса.

Портфельные инвестиции — вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом. Портфельные инвестиции не позволяют инвестору установить эффективный контроль над предприятием и не свидетельствуют о наличии у инвестора долговременной заинтересованности в развитии предприятия.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту