По правилам бита не может быть длиннее 1 метра, вес же её не ограничивается.
|
Квадратом городошники называют площадь с размёткой «города» и «пригорода». «Город» - это ограниченная линиями площадь 2 Х 2 метра. «Пригород» - это площадь перед «городом», ограниченная лицевой, штрафной и линиями «усов». Кон – ограниченная, согласно правилам, перед планкой и боковыми линиями, зона на площадке, шириной 13 метров от лицевой линии «города» Полукон – таким же образом, ограниченная часть площадки, расположенная в 6,5 метрах от лицевой линии «города».
Схема игрового поля
1— боковые линии; 2— передние линии;
3— линии штрафных городков; 4— штрафная линия;
S— лицевая линия; б— пригород; 7— линия «усов»; 8— квадрат,
9— боковая линия; 10— задняя линия; 11— второй городок.
Настоящие биты представляют собой сложные соединения из многих деталей. Но на первых порах можно использовать самую обычную, купленную в спортивном магазине биту. Изготовить обыкновенные биты нетрудно. Для этого необходимо дерево твердых пород: кизил, дуб, боярышник, береза и т. п. Первоначально деревянная палка должна превышать длину биты на 5—10 см с диаметром 35—40 мм. Этот запас позволит при обработке устранить и неровности, и незначительную кривизну. Главное внимание — на тот конец палки, который вы предназначили для ручки биты. Эта часть должна быть наиболее крепкой, ибо она всю игру остается открытой, без оковки. Если на середине или на другом конце какие-то дефекты в древесине еще допустимы, то для ручки они крайне опасны. Лучше вытачивать ручку из комля дерева.
Длину биты городошник выбирает по собственному желанию, но выбор тут невелик: длина не должна превышать одного метра. Наиболее удобна для обработки форма биты, как уже говорилось, строго цилиндрическая. Есть, правда, любители придать бите чуть конусообразную форму, которая, как им кажется, больше подходит под их стиль броска.
Биты оковываются обычным листовым железом — кровельным или оцинкованным. Сами оковки согласно правилам не должны превышать по ширине 13 см, расстояние между ними должно сохраняться не менее 4 см. Толщина оковки — от 1 до 3 мм. На ручку биты приходится 15 см, значит, на всей остальной ее поверхности вы сможете насадить 5 оковок.
К отделке ручки следует отнестись с особым вниманием. Окажись она излишне тонкой, вес биты будет ощущаться на комле, а сама она будет казаться вам тяжелее, чем есть на самом деле. И вообще ручки бит городошника должны быть всегда одинаковыми. Всякое отступление может сбить вас с удара.
Изготовление городка намного проще.
Городок — это цилиндрический отрезок дерева диаметром 4—5 см и длиной 20 см. Изготовляются городки из самых разных пород дерева. Но и тут желательно иметь под рукой более твердые из них. Все дело в том, что городки изнашиваются быстро. Иногда и разлетаются на части от сильного удара.
|
Диаметр куска дерева, предназначенного под городки, выбирайте с таким расчетом, чтобы он лишь немногим превышал диаметр будущих городков. Тогда вам достаточно снять кору и немного выровнять поверхность, и городок примет законченный вид и нужную форму. Не забудьте сделать фаски на обоих концах городка.
Городошные фигуры
1. «Пушка». 2. «Вилка». 3. «Звезда». 4. «Cipena». 5. «Колодец».
6. «Коленчатый вал». 7. «Артиллерия». 8. «Ракетка». 9. «Пулеметное
гнездо». 10. «Рак». 11. «Часовые». 12. «Серп». 13. «Тир».
14. «Самолет». 15. «Письмо».
Содержание игры
Исходное положение — стойка с битой в руке.
Замах — выведение центра тяжести биты на исходную позицию для начала разгона, группировки игрока.
Разгон — поступательное и вращательное движение своеобразной системы «городошник — бита».
Выброс биты — хлесткое движение и кисти, и руки от плеча, чтобы обеспечить бите ускорение и скорректировать плоскость ее вращения.
Хват. Удержание биты кистью правой руки (изложение дается для тех, у кого рабочая рука — правая) городошники называют «хватом». Существует много его разновидностей.
Исходное положение (стойка)
Немаловажное значение имеет здесь первоначальная постановка ног. Их лучше ставить так, чтобы правая стопа (цля правшей) была развернута под углом 30— 45° к продольной оси передней планки, левая — развернута под' несколько большим углом и смещена влево либо вперед на расстоянии около 15 см.
Замах
Из исходного положения для броска движение начинается с отведения назад и поворота плечевого пояса по часовой стрелке с одновременным отведением предплечья и биты по дуге в сторону - назад и с последующим выпрямлением руки с битой. Левой же рукой в начале замаха легким толчком помогают бите по инерции набрать определенное движение и в дальнейшем сопровождают биту, как бы скручивая позвоночный столб.
В конечной стадии замаха правая кисть с битой доходит примерно до осевой линии направления броска. Вся фаза замаха заканчивается некой «мертвой точкой», совпадающей по времени с началом пассивного разгона биты.
Разгон
Разгон сообщает бите определенную линейную скорость и оптимальную плоскость, и скорость вращения. Разгон условно можно разделить на две фазы: пассивную и активную. Первая совпадает по времени с перемещением левой ноги. Суть ее заключается в выведении биты из «мертвой точки» за счет шага и поступательного движения туловища.
Активная фаза разгона начинается с момента постановки опорной ноги на землю, т. е. когда положение игрока становится двухопорным, устойчивым. В начале активного разгона игрок «подхватывает» биту, но не кистью, а как бы своеобразным рычагом от плечевого сустава. Также своеобразный треугольник из мышц плечевых суставов, груди и брюшного пресса создает положение «натянутого лука».
Подхват, или зацеп биты от плеча, делается в момент, когда левая нога находит для себя опору. Активный разгон следует сразу за подхватом и обеспечивается энергичным отталкиванием правой ногой с поворотом бедра и таза против часовой стрелки.
Выброс биты
Выброс биты — это последняя, и, как нетрудно догадаться, самая ответственная фаза броска. Выброс начинается в момент, когда начинают торможение плечевые суставы.
В фазе выброса срабатывает тот самый «натянутый лук» и скорость значительно вырастает за счет своеобразного «выстрела».