рефераты по менеджменту

Анализ производственно-хозяйственной деятельности металлургического предприятия и разработка рекомендаций по ее улучшению

Страница
4

Выполняемая сотрудником работа показывает необходимость этого сотрудника другим людям, которые находятся с ним не только в непосредственном организационном окружении, но и в опосредованном. Однако это не значит, что человек в организации только лишь пешка в игре. Конечно, человек должен подчиняться тем сотрудникам, которые стоят выше него на иерархической лестнице, но подчинение это, скорей, формализованное. И должностные обязанности, закрепленные в правилах трудового распорядка, различных нормативных актах, Уставе организации, Конституции, лишь упрощают деятельность человеку, который работает в организации. Ведь тем самым они увеличивают время для взаимодействия с другими людьми с целью повышения уровня своего образования, личностного роста и развития душевных качеств. Кроме этого, они позволяют осваивать те функции и обязанности человеку, овладение которыми необходимо для перехода на более высокий уровень по иерархической лестнице. А это, в свою очередь, позволяет сотруднику увеличивать свои материальные ресурсы, освобождать время для построения отношений с другими членами своего организационного окружения, которые могут помочь человеку в достижении той конечной цели, результат которой важен для него. [XII]

Работа человека в организации представляет собой процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением. Это очень сложный и многоплановый процесс, являющийся исключительно важным для обеих сторон. Зачастую этот процесс является болезненным для обеих сторон. Отладить его очень нелегко. Каждый человек, входя в новую организацию, сталкивается с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением. Многие коллизии возникают и в организационном окружении, так как оно обязательно претерпевает деформации и изменения с появлением нового члена в организации. В дальнейшем может быть налажено безболезненное взаимодействие личности и окружения внутри организации. Однако в большинстве случаев это малоустойчивое взаимодействие, что проявляется в возникновении напряжения в отношениях между человеком и организацией и в возможном разрыве их взаимодействия. Как бы человек и организация ни стремились свести свое взаимодействие только к выполнению определенных работ на определенном рабочем месте, у них этого никогда не получится. Взаимодействие человека с организацией всегда шире, так как человек не может быть низведен до состояния машины, а организационное окружение – до рабочего места.

В каждой конкретной ситуации возникновения трудностей и проблем взаимодействия человека с организационным окружением могут быть найдены конкретные, соответствующие данной ситуации причины, породившие эти проблемы. Однако, несмотря на ситуационность этих проблем, можно указать на два основополагающих момента, лежащих в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением. Данными моментами являются:

o ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем;

o ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней.

Рассмотрим данную ситуацию:

1. С позиции человека:

Имея определенное представление о себе самом и своих возможностях, обладая определенными знаниями об организации, имея определенные намерения в отношении организации и, наконец, исходя из своих целей и текущих возможностей, индивид вступает во взаимодействие с организацией, предполагая занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получать определенное вознаграждение.

2. С позиции организации:

Организация в соответствии со своими целями, организационной структурой, спецификацией и содержанием работы предполагает взять работника, обладающего соответствующими квалификационными и личностными характеристиками, чтобы он играл определенную роль в организации, выполняя определенную работу, давая требуемый результат, за который полагается определенное вознаграждение (рис. 1).

Організаційна діаграма

Рис.3 Основа конфликта во взаимодействии индивида и организации

Свести, сделать соответствующими друг другу ожидания человека и ожидания организации очень трудно, так как они складываются из множества отдельных ожиданий, для стыковки которых нужно обладать искусством управления высокого класса.[XIII]

Рассмотрим группы основных ожиданий индивида:

o содержание, смысла и значимости работы;

o оригинальности и творческого характера работы;

o увлекательности и интенсивности работы;

o степени независимости, прав и власти на работе;

o степени ответственности и риска;

o престижности и статусности работы;

o степени включенности работы в более широкий деятельный процесс;

o безопасности и комфортности условий на работе;

o признания и поощрения хорошей работы;

o заработной платы и развития;

o социальной защищенности и других социальных благ, предоставляемых организацией;

o гарантий роста и развития;

o дисциплины и других аспектов, регламентирующих поведение на работе;

o отношений между членами организации;

o конкретных лиц, работающих в организации.

Стоит отметить, что для каждого индивида комбинация этих отдельных ожиданий, формирующая его обобщенное ожидание по отношению к организации, различна. Причем и структура ожидания, и относительная степень значимости отдельных ожиданий для индивида сами зависят от множества таких факторов, как его личностные характеристики, цели, конкретная ситуация, в которой он находится, характеристики организации и т.п.

А теперь стоит рассмотреть группы основных ожиданий организации:

o специалист в определенной области, обладающий определенными знаниями и квалификацией;

o член организации, способствующий ее успешному функционированию и развитию;

o человек, обладающий определенными личностными и моральными качествами;

o член организации, способный общаться и поддерживать хорошие отношения с коллегами;

o член организации, разделяющий ее ценности;

o работник, стремящийся к улучшению своих исполнительских способностей;

o человек, преданный организации и готовый отстаивать ее интересы;

o исполнитель определенной работы, готовый осуществлять ее с должной отдачей и на должном качественном уровне;

o член организации, способный занять определенное место внутри организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность;

o сотрудник, следующий принятым в организации нормам поведения, распорядку и расторжениям руководства.

Психологи и социологи пришли к выводу, что если ожидания не оправдываются, то это может привести к стрессу, а, следовательно, к ухудшению работы не только конкретного сотрудника, но и организации в целом. Существует несколько причин, из-за которых это может произойти:

o из-за того, что работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя невознагражденным (у него нет стимула и дальше выполнять свою работу эффективно и качественно);

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту