Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из под контроля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.
Стресс – обычно и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс – экстремальная ситуация, создает проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением (рис.3)
Рисунок 3. Модель стрессовой реакции в экстремальной ситуации.
Основной причиной стресса являются перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс который мы поддерживаем в своем окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу. Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от экстремальной ситуации. Реакция «битвы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде.
Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным. Поэтому важно разобраться с симптомами стресса: нервозность и напряжение, хроническое переживание, неспособность к отдыху, чрезмерное употребление алкоголя или курение, проблемы со сном, неудобная рабочая поза, чувство неспособности справиться с чем-либо, эмоциональная неустойчивость, проблемы здоровья, впечатлительность и легкая ранимость. Менеджер должен решать насущные проблемы своих подчиненных, и максимально уменьшить возможность влияния стрессовых симптомов.
Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс в экстремальных ситуациях.
Организационные факторы – конфликт ролей, перегрузка, неопределенность ролей, неинтересная работа, плохие физические условия.
Личностные факторы – уход на пенсию, свадьба (развод), привлечение по суду, увольнение с работы, наказание (выговор), смерть близкого, переход на другую работу, потеря вложенных в банк средств.
Чтобы избежать стресса в экстремальной ситуации, достигнуть высокой производительности труда, необходимо:
1) оценивать способности, потребности и склонности ваших работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и тип работы;
2) разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, объяснить, почему это нужно, и установить приоритеты в их работе;
3) четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;
4) использовать стиль лидерства, соответствующий требований в данной ситуации;
5) обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;
6) выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы сказать о том, что существует множество различных методик, рекомендаций по преодолению конфликтов и экстремальных ситуаций, по самоконтролю и самообучению поведения в конфликтных ситуациях, по бесконфликтному построению межличностного общения. Таким образом, умение вовремя остановить конфликт, умение вовремя перевести его в нужное направление, может помочь избежать деструктивных последствий конфликта или кризиса, извлечь из него максимум пользы. Установлено, что если менеджер входит в конфликт на начальной фазе, он разрешается на 92 %, если на фазе подъема – на46%; а на стадии «пик», когда страсти накалились до предела, конфликты практически не разрешаются или разрешаются весьма редко.
В интересах эффективного функционирования коллектива руководителю не следует втягиваться во всевозможные внутриколлективные конфликты, принимая точку зрения той или другой стороны. Разумнее всего для него находиться «над схваткой». Однако не в позиции стороннего наблюдателя, а в качестве лица, заинтересованного в нормализации возникших межличностных осложнений, пытающегося влиять на происходящие процессы. Кроме того успешная реализация посреднической функции повысит его психологический авторитет, что немаловажно в повседневной управленческой деятельности.
Жить и работать вместе - непросто, и этому нужно специально учиться. Конфликт, порождая споры, проверяет и весь коллектив, и каждого служащего в отдельности, и может существенно помочь и в процессе разбора проблемы, и в выработке решения. В каждом случае, для сотрудника любой уважающей себя организации, основой должно являться четкое соблюдение баланса между своими правами и должностными обязанностями в сочетании с высоким уровнем профессионализма.