характеристика периода морального старения объектов техники;
сведения о сырье и оборудовании.
На стадии прикладных исследований, конструкторских разработок и технологического освоения требуется следующая информация:
сведения о новых научно-технических достижениях и о НИОКР;
данные о затратах на изготовление;
о материалах;
о комплектующих и т. д.
На стадии производства идет отбор, анализ, внедрение научно-технической документации и оценка технических условий, что требует информации о мировых, региональных, национальных, отраслевых классификационных и оценочных показателях.
На стадиях эксплуатации, модернизации, утилизации необходима конъюнктурная и маркетинговая информация.
Параллельно с инновационным циклом осуществляется комплекс мероприятий по "защите" изделия, состоящий из двух блоков, каждый из которых имеет целью:
правовую охрану промышленной и интеллектуальной собственности, создаваемой производителем и в процессе реализации составляющей "изделие". Здесь необходима информация о патентной ситуации, о реализации патентования, лицензирования, экспертизы; о целесообразности приобретения лицензий и "ноу-хау" других фирм; о возможности коммерческого использования интеллектуальных продуктов инновационного цикла: патенты изобретений, принципиальные схемы, публикации, макеты изделий, образцы, чертежно-конструкторская документация, технологические образцы, технологическая документация, эксплуатационная документация, технология утилизации). Последнее, как показывает американский опыт, может дать до 80% от стоимости реализации всего инновационного проекта в целом;
защиту информации (организационной, управленческой, экономической, научно-технической и др.) от ее несанкционированного использования. Необходима информация о средствах охраны и защиты помещений и т. д.
Анализируя полный перечень информационных потребностей при реализации инновационного цикла можно выявить следующие виды информации (Таблица №1):
Таблица №1
Вид информации |
Содержание |
Стадия |
Научно-техническая |
- информация о тенденциях развития данного вида техники; - описание техники возможного производства; - характеристика периода морального старения объектов техники; - сведения о новых научно-технических достижениях и о НИОКР; - сведения по стандартизации, сертификации. |
НИР и ОКР Инвестиционное проектирование |
Патентная |
информация о: - патентах; - техническом уровне и тенденциях развития объектов техники; - их патентоспособности и чистоты. |
НИР и ОКР Проведение маркетинговых исследований (анализ маркетинговой стратегии конкурентов) Производство |
Маркетинговая | ||
Коньюнктурно-экономическая |
информация о: - структуре рынка; - сегменте предприятия на рынке; - спросе; - предложении; - конкурентам; - потребителях; - конкурирующих товарах; - поставщиках; - общеэкономических тенденциях; - отраслевых тенденциях. |
Маркетинговые исследования (исследование рынка и внешней среды) |
Продолжение Таблицы №1
Бизнес-информация (о предприятиях-конкурентах или возможных партнерах) |
- общая информация, финансовый рейтинг; - финансовая информация (активы и пассивы фирмы, оборот, стоимость продаж, доходы и расходы, налоги и т.д.); - кредитно-аналитические информация (информация о ликвидности, коэффициенты рентабельности); - платежно-аналитические информация (сроки исполнения платежей и т.д.) |
Маркетинговые исследования Поиск партнеров |
Учетно-статистическая |
Информация сосредоточенная в органах Госкомстата, отраслевых и региональных ВЦ и т. д. Сведения о: - переписи населения; - паспортах территорий; - экономике АПК; - производстве продукции и т.д. |
Маркетинговые исследования |
Нормативно-правовая, юридическая |
Сведения о законодательных и нормативных актах и их практическом применении. |
На всех |
Инфраструктурная |
Сведения об организациях действующих в сфере поддержки инновационной технологической деятельности, в т.ч. об источниках инвестиций. |
На всех |
Основными участниками рынка информационных услуг являются:
производители информации (producers);
продавцы информации (vendors, Вендоры);
пользователи информации (users) или подписчики (subscribers).
Сегодня наиболее распространенным средством доступа к информационным ресурсам являются компьютерные сети, а самым прогрессивным способом получения информации выступает режим онлайн (online - интерактивный, диалоговый режим). Он предоставляет возможность пользователю, войдя в компьютерную сеть, получить доступ к "большому компьютеру" (Host - компьютеру, хосту) и к его информационным ресурсам в режиме прямого диалога, реализуемого в реальном времени (рис. 1).
К пользователям такого рода относят как конечных потребителей информации, так и промежуточных, оказывающих своим клиентам услуги при решении информационных задач (специальные информационные центры, имеющие доступ к нескольким онлайн системам, или специалисты-профессионалы, занимающиеся платным информационным обслуживанием клиентов, потребителей информации).
Рис.1
Рынок информационных онлайн услуг включает в себя следующие основные сегменты:
компьютеризированные системы резервирования и финансовые информационные службы;
базы данных (БД), ориентированные на массового потребителя;
профессиональные БД.
Среди БД обычно выделяют следующие типы:
текстовые (полнотекстовые, реферативные, библиографические, словари);