Анализ безубыточности производства.
Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении уровня производственной деятельности (деловой активности) организации. По существу он сводится к определению точки безубыточности, т.е. такого объема производства, который обеспечивает организации нулевой финансовый результат.
Существуют три метода: математический, маржинального дохода и графический.
Математический метод:
В – ПрЗ – ПостЗ = Прибыль
В – Выручка
ПрЗ – переменные затраты
ПостЗ – постоянные затраты
Тогда :
Цена единицы продукции х У – Переменные расходы на единицу продукции х У – Постоянные расходы = Прибыль
В точке безубыточности Прибыль =0
У = Постоянные расходы/Маржинальный доход на единицу продукции
Постоянные расходы = 1 226 000 рублей
Так как наши постоянные расходы перекрывает одна продажа пива, то рассчитаем точку безубыточности исходя из продажи пива.
Мд на литр пива = 60 рублей
У = 1 226 000/ 60 = 20 434 литра пива.
Таким образом для полной окупаемости мероприятия необходимо продать 20 434 литра пива. (Что вполне реально при минимальной посещаемости мероприятия – 500 000 человек).
Графический метод:
На ось абсцисс откладываем объем реализации (в литрах), на ось ординат – расходы и доходы в денежной оценке. Точка пересечения будет свидетельствовать о состоянии равновесия.
Расчет зоны безубыточности для всей продукции:
№ |
Продукция |
Приобрет. способность исходя из конъюнктуры |
Перемен. затраты на ед |
Пост затраты на вид |
Цены 1 |
Мд |
Ед продать |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |
Пиво Вино Коньяк Чай Кофе Чипсы Сушки Блины Икра Сметана Ветчина Мясо Курица |
1,3% 0,2% 0,3% 1.3% 0.7% 10.1% 66.3% 8% 1.3% 1.3% 0.3% 3.8% 3.8% |
30 100 167 0,3 0,6 10 10 3 50 5 83 100 50 |
15 938 2 452 3 678 15 938 8 582 122 60 812 838 98 080 15 938 15 938 3 678 46 588 46 588 |
90 400 800 5 7 30 15 15 80 30 400 400 320 |
60 300 633 4,7 6,4 20 5 12 30 25 317 300 270 |
266 9 9 3 392 1 341 613 162568 8174 532 638 12 156 173 |
Структура предполагаемой реализации напитков на основе исследования конъюнктуры рынка:
Чай – 27,3%
Кофе – 13,7%
Пиво – 54,7%
Вино – 2,7%
Коньяк – 1,6%
Мы ставим перед собой задачу получить прибыль от реализации напитков – 7 000 000 рублей.
1. В соответствии с долей каждого наименования продукции в общем объеме продаж распределяем между ними суммы постоянных расходов:
Чай – 1 226 000 х 27,3% = 334 698
Кофе – 1 226 000 х 13,7% = 167 962
Пиво – 1 226 000 х 54,7% = 670 622
Вино – 1 226 000 х 2,7% = 33 102
Коньяк – 1 226 000 х 1.6% = 19 616
2. распределяем уровень желаемой прибыли от продаж на каждый вид напитка:
Чай - 7 000 000 х 27.3% = 1 911 000
Кофе – 7000 000 х 13.7% = 959 000
Пиво – 7000 000 х 54,7% = 3 829 000
Вино – 7000 000 х 2.7% = 189 000
Коньяк – 7 000 000 х 1,6% = 112 000
Нам необходимо знать сколько единиц какого вида напитка необходимо продать, чтобы получить эту прибыль.
4. Для ответа на поставленный вопрос воспользуемся матемтическим методом:
Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль
Принимая объем реализации за Х получим:
Для чая –
5х – 0,3х – 334698 = 1 911 000
Х = 477 809 пакетов
Для кофе –
7х – 0,6х – 167962 = 959 000
Х = 176 088 пачек
Для пива
90х-30х-670 622 = 3 829 000
Х = 74 994 литра
Для вина
400х-100х- 33102 =189 000
Х = 741 литр
Для коньяка
800х – 167х – 19 616 = 112 000
Х = 208 литров
Итого необходимо реализовать:
- 208 литров коньяка
- 741 литр вина
- 74 994 литра пива
- 176 088 стаканчиков кофе
- 477 809 стаканчиков чая
В этом случае нами будет получена прибыль в 7 000 000 рублей только на напитках.
Определение рентабельности каждого из видов напитков:
Рентабельность – это отношение прибыли к полной себестоимости продукции.
Рассчитаем исходы из вышеуказанного количества предполагаемой продажи рентабельность каждого напитка.
Для этого нам с начала необходимо рассчитать сколько косвенных расходов (сумма) ложится на 1 ед напитка.
Для чая –
334 698 / 447 809 = 0,75
Для кофе –
167 962 /176 088 = 0,95
Для пива –
670 622/ 74 994 =8,94
Для вина –
33 102/ 741 =44,7
Для коньяка –
19 616/ 208 = 94,3
Расчет полной себестоимости и рентабельности одного напитка.
№ строки |
Показатели |
Чай |
кофе |
пиво |
вино |
Коньяк |
1 2 3 4 5 6 |
Прямые затраты Косвенные затраты Полная себестоимость Цена Прибыль Рентабельность (стр5/стр3)х100% |
0,3 0,75 1, 05 5 + 3,95 376% |
0,6 0,95 1,55 7 + 5,45 351% |
30 8,94 38,94 90 51,06 131% |
100 44,7 144,7 400 +255.3 176% |
167 94,3 261,3 800 + 538.7 106% |
Общие расчеты свидетельствуют, что продажа напитков на мероприятиях высоко рентабельна, при этом наибольшая рентабельность у чая и кофе. Однако учитывая объемы потребления пива, и достаточно высокую его рентабельность, продажа пива получается также выгодна как чая и кофе.
В принципе возможна оптимизация продаж напитков, путем увеличения продаж чая и кофе и уменьшения продаж коньяка.
Рассмотрим возможный вариант исключения коньяка из предлагаемых напитков и полной замены его чаем.