Считается, что этикет лишь формализует отношения между людьми и не ставит перед человеком проблемы выбора между добром и злом, между справедливостью и несправедливостью. Однако, чтобы в совершенстве овладеть этикетом, необходимо в первую очередь непрестанно совершенствовать самого себя, чтобы иметь благородные манеры, нужно быть самому благородным и порядочным человеком, хотя, увы, известны и досадные исключения. Воспитание, честь, достоинство – главные и непременные основы этикета.
Современные образованные и культурные люди начинают все большее внимание уделять своим манерам, внешности, но чаще всего из этикета берутся лишь внешние его атрибуты: мужчины спешат целовать дамам ручки, вытягиваются «во фрунт» при знакомстве, мучительно стараются держать вилку в левой руке, носить непривычную «бабочку» и платочек в нагрудном кармане пиджака. Несомненно, важны и внешние проявления хорошего воспитания, этому нужно учиться самим и учить своих детей, но главное – непринужденность, естественность поведения и доброжелательное, уважительное, предупредительное отношение ко всем окружающим, т.е. моральные нормы и принципы. Рассматривать нормы этикета в отрыве от этических и моральных принципов невозможно. Можно точно выполнять все предписания правил поведения, но культурным человеком не быть. Этикет, не основанный на высоких моральных принципах, не достигает главного – уважительного отношения к людям.
Таким образом, этика и этикет – понятия очень близкие, взаимозависимые, взаимно друг друга дополняющие, а на формирование последнего влияет уровень развития этики и морали. Очевидно также влияние этики и этикета на эффективное руководство. Выше было сказано, что этика проявляется в каждом управленческом решении, проецируется на деятельность подчиненных, трудового коллектива. Следует заметить, что и принятие управленческого решения, и люди в организации являются одними из критериев эффективного руководства. Естественно , что каждый руководитель, должен соответствовать таким категориям этики, как справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь, гуманизм, т. к. эффективность управления во многом зависит именно от людей, составляющих основу организации.
Этика – одна из древнейших философских теорий, объектом изучения которой является мораль, нравственные проблемы, возникающие перед обществом. [15;376]. Основоположником этики считается древнегреческий философ Аристотель, который в 4 веке до нашей эры создал фундаментальные трактаты о нравственности, о понятиях добра и зла, о достойных или аморальных поступках людей. ( «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика»).
Охарактеризуем философские концепции этики. Уже много веков пытливые умы различных философских школ ведут спор об источнике и основе моральных идей. Рассматривались идеи появления принципов морали из неисторических начал – от Бога или законов космоса (теологическая этика, натурализм) или как следствие саморазвивающейся абсолютной идеи (Кант, Гегель). Этика, проблемы достижения счастья глубоко рассматривались основоположником античного скептицизма Пирроном и его учениками. И в современной философии этический релятивизм исходит из утверждения, что нравственность имеет только условный, относительный характер; эти же взгляды характерны для экзистенциализма и прагматизма.
Принципы нравственности исторически изменчивы, и каждый народ имел право считать именно свою мораль наилучшей. Изменяясь в месте с изменением общества, мораль испытывала воздействие религии, науки, знала собственные взлеты и падения, зигзаги и отклонения. Есть, например, попытки рассмотреть формирование нравственных норм за последние 200 лет под воздействием религии ведущей мировой державы. Так, столетие, с 1775 г. по 1875 г., - в век Великобритании, «владычицы морей», - господствовала англиканская (почти традиционно – христианская) этика, столетие с 1875 г. по 1975 г. – век США с доминированием протестантской этики в понимании Б. Франклина и других Отцов Государства, а с 1975 г. наступил век Азиатско – тихоокеанского региона, и следует якобы ожидать формирования взглядов конфуцианской этики. [15;375].
Исследователи отмечают, что под влиянием многих общественных факторов развитие нравственности идет по восходящей линии, раскрывая перед человечеством пути его гармонического развития, хотя периодически и наблюдаются отклонения от высокогуманных идеалов, эти зигзаги нравственности характерны для современности. [15;375].
Правила общения людей вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий. Со времен средневековья эти правила именуются этикетом. При характеристике основных черт этикета подчеркивается его универсальность, возможность применять правила вежливости не только в деловом общении, но и дома, на улице и т. д. Ранее этикет был в ходу при дворе правителей и в международных контактах. Юридические документы, фиксирующие правила поведения в международном общении, составляют дипломатический этикет, который регламентирует формы официальных контактов представителями различных государств.
На основании археологических раскопок, проведенных в конце прошлого века, было установлено, к примеру, что первый письменный договор в истории человечества был заключен между египетским фараоном Рамзесом II и королем хеттов Хаттушилем III в 1278 г. до нашей эры. Для подтверждения верности документу выгравированному на серебряной плитке, на одной ее стороне король хеттов изобразил себя сидящим рядом с богом ветров, а на другой – королеву рядом с богиней солнца. Рамзес II также имел серебряную плитку с аналогичными изображениями. Обычай подготовки двух одинаковых текстов договора и обмена ими вошел с той поры в повседневную практику не только международного, но и делового общения.
Древние египтяне и другие народы Востока вели устные и письменные переговоры, принимали послов, обменивались пленными. Эти международные действия осуществлялись в соответствии с установленными обычаями и освящались «божественными силами». Для официального общения с другими государствами стали назначаться специальные лица – послы. В древнем египетском документе – «Наставления Дуау, сына Ахтои, своему сыну Пиопи» - среди прочего есть такое упоминание: «Посланец, отправляясь в чужую страну, делает завещание в пользу детей из боязни львов и азиатов… Когда он уходит, кирпич у него за поясом» (кирпич – глиняная клинописная табличка с полномочиями посланца) [31;148].
«Посольский церемониал» обставлялся с особой торжественностью. В Древней Греции покровителем послов считался бог Гермес. Он же покровительствовал путникам и купцам. Послы носили при себе специальные «жезлы Гермеса». На верхушку жезла, обвитого лавром, прикреплялись крылья птицы и два переплетенных узора. Узлы символизировали расторопность и хитрость а крылья – маневренность и подвижность. Послам давались инструкции, написанные на двух карточках или табличках, сложенных пополам, - «дипломах».