- средний – управленческий уровень, объединяющий руководителей среднего звена и их аппарат. Менеджеры среднего звена решают задачи, вытекающие из функциональной специфики;
- низший – производственно-технический уровень, объединяющий руководителей низового звена, находящихся непосредственно над исполнителями (старший мастер, мастер). Руководителей низшего звена называют также операционными. Они ответственны за обеспечение производственного процесса и за работу с людьми. Коммуникация здесь преимущественно внутригрупповые и межгрупповые.
При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.). В данном случае функциональные структурные подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб-исполнителей.
Преимущества линейно-функциональной структуры:
1) хорошо обоснованная подготовка решений и планов, обусловленная специализацией работников;
2) освобождение главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем;
3) возможность привлечения консультантов и экспертов;
4) сочетание достоинств линейной и функциональной структур управления.
Недостатки линейно-функциональной структуры:
1) отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между структурными подразделениями;
2) недостаточно четкая ответственность подразделений, так как готовящий решение, как правило, не участвует в его реализации;
3) чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно подчинение по иерархии управления, т. е. тенденция к чрезмерной централизации;
4) конкуренция и конфликты по ресурсам.
Разновидностью линейно-функциональной структуры (см. рис. 4) являются линейно-штабные структуры, когда функциональные подразделения создаются на каждом иерархическом уровне. При этом возможны две формы связей подчиненности: непосредственно руководителю линейного подразделения данного уровня и руководителю соответствующего функционального подразделения вышестоящего уровня. Достоинства линейно-штабной структуры управления способствуют высокой профессиональной специализации, стандартизации, формализации и программированию процессов управления.
Дивизиональные структуры – это специфические виды структур бюрократического типа, в которых варьируются принципы межфирменного и межфункционального взаимодействия на основе линейно-функциональных связей. Но в силу специфического построения подразделений – либо с ориентацией на регион, либо на продукт, либо на потребителя – эти структуры весьма динамичны и близки к адаптивному типу. С увеличением размеров фирм, внедрением новых технологий, повышением изменчивости внешней среды происходит структуризация органов управления путем выделения управленческих звеньев, специализирующих по видам товаров – продуктовая структура (см. рис. 5), группам потребителей – структура, ориентированная на потребителя (см. рис. 6), географическим районам – региональная структура (см. рис. 7) и смешанная дивизиональная структура (см. рис. 8).
Широкому распространению и живучести организационных структур по отделениям способствуют:
- очевидная целесообразность отделений. Все главные функции управления и деятельности: производство, финансы, сбыт, кадры – имеют место в каждом отделении;
- четкая система правил, определяющих условия, при которых для нового измерения (продукта, географии, функции) автоматически создается независимое отделение;
- упорядоченность перераспределения людей и даже продуктов или ассортимента между отделениями.
Поэтому в 80-е г. усилилась тенденция к созданию временных органов управления, а также централизации важнейших функций на высшем уровне управления организациями, что проявилось в формировании органических адаптивных типов организационных структур, и прежде всего таких, как проектная и матричная организации.
К органическим (адаптивным) структурам управления относят – проектные структуры, матричные структуры и ряд новых типов структур.
Под проектной структурой управления понимается временная организация, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи. В одну команду собираются квалифицированные работники разных профессий, специалисты, исследователи для осуществления определенного проекта с заданным уровнем качества и в рамках выделенных для этой цели материальных, финансовых и трудовых ресурсов. После завершения проекта и решения всех связанных с этим задач привлеченные в команду работники возвращаются в свои подразделения к постоянной работе или переходят на работу по выполнению другого проекта. Руководителю проекта полностью подчинены все члены команды и все выделенные для данной цели ресурсы.
Матричные организационные структуры основаны на принципах закрепления двойного подчинения. Эта структура управления (см. рис. 9) является наиболее сложной из всех имеющихся на практике.
В этих структурах по вертикали показано управление структурными подразделениями организации, по горизонтали – отдельными программами и проектами, для выполнения которых на время привлекаются специалисты и ресурсы из различных подразделений организации.
Матричная структура предусматривает больший объем информации и принятых решений, чем в предыдущих организационных системах. Отличительной чертой матричного подхода является формальное наличие у работника одновременно двух руководителей с равными правами. Эта система двойного подчинения основана на комбинации двух начал – функционального и продуктового.
Функциональная (или техническая) часть матрицы ответственна за обеспечение проекта спецификациями, техническим руководством, квалифицированным персоналом и его развитием.
Продуктовая (или административная) часть матрицы отвечает за планирование работы, управление и оценку результатов, выполнение рабочих операций, достижение поставленных целей.
Комбинация этих двух частей направлена на поддержание баланса между техническими и административными целями. Эффективное переплетение вертикальных (административная часть) и горизонтальных (техническая часть) связей и коммуникаций обеспечивает требуемый баланс.
Каждая матрица отношений включает три типа ролей в организации:
1) главный руководитель, поддерживающий баланс в схеме двойного подчинения;
2) руководители функциональных и продуктовых подразделений, «делящие» подчиненного в ячейке матрицы между собой;
3) руководители ячеек матрицы, равно отчитывающиеся и перед функциональным, и перед продуктовым руководителем.
Безусловно, существуют и недостатки использования матричных структур в организации.