Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно, Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях;
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработке законов, нормативных актов, определяющих взаииоотноотношения. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведении аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основныи объективным экономическии законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринииателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
В условиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей организации", Но необходииость подчинить деятельность предпринииателей целям сочетания их личных интересов с обцественными не обладает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно?
Адекватной рыночным отноиениям является лишь одна форма воздействия на предпринииателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможность заработать практически любую сумму денег .
Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая систеиа позволяет придать рыночной эконоиике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Наконец, последняя функция налогов – фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития – фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т,п,
.
П О С Л Е С Л О В И Е .
Цель этой работы была не только в раскрытии преимуществ методов управления экономикой и общества в целом . Давно уже всем понятно , что экономические методы хороши для управления экономической сферой , а административные – политической . Но хочется все-таки вспомнить высказывание всеми забытого Ленина и о том ,
что политика есть концентрированное выражение экономики и не стоит проводить такой сильной и четкой границы между методами административными
и методами экономическими ибо развитие экономики
не представляестя возможным без активного участия государства и экономика должна быть регулируемой
все дело как ? Сейчас на мой взгляд необходимо жесткое вмешательство государства именно аминистративными методами . Об этом говорит не
кокое-то мое чувство , а именно опыт тех самых государств Запада которые теперь кричат недопустимости применения жестких мер в управлении Экономикой . И достичь успеха можно лишь используя одновременно и экономические и админичтративные методы .