Метод Дельфы получил название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами - предсказателями будущего. Метод Дельфы - это много туровая процедура анкетирования, после каждого тура данные дорабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Затем опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.
Японская кольцевая система "кингисё" отличается тем, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание, где единое мнение вырабатывается с помощью одного из следующих принципов:
· принцип большинства голосов;
· принцип диктатора - характерен для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;
· принцип Курно - используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое бы отвечало требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;
· принцип Парето - используется в случае, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию;
· принцип Эджворта - используется в случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять своё решение. Зная предпочтение коалиций, можно принять оптимальное решение, не нанося ущерба друг другу;
Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путём обработки больших массивов информации с помощью ЭВМ.
В практике управления широко используются модели процесса принятия решений. Это позволяет принимать управленческие решения, на качественно новом уровне, разрабатывать и внедрять в практику современные технологии.
Профессиональное использование моделей процесса принятие решений позволяет менеджеру контролировать интуитивные соображения при принятии решений, в частности, обеспечивать большую степень непротиворечивости и надежности принимаемых управленческих решений.
Следует понимать, что модель позволяет найти рациональное решение лишь для упрощенного варианта ситуации принятия решения. Решение, найденное с помощью моделирования ситуации принятия решения, необходимо проанализировать с точки зрения полноты учетных в ней факторов и в случае необходимости внести коррективы, либо уточнить соответствующим образом используемую модель.
При принятии особо важных решений, могут использоваться несколько моделей, описывающих ситуации принятия решений с разных сторон. Окончательное решение принимается на основании сопоставления результатов, полученных с использованием различных моделей ситуации.
При моделировании процесса принятие решений надо иметь четкое представление о базисных элементах таких моделей:
· ситуация принятия решений,
· время для принятия решений,
· ресурсы, необходимые для принятия решений,
· ресурсы, которыми располагает организация,
· система управляемых факторов,
· система не управляемых факторов,
· система связей между управляемыми и неуправляемыми факторами,
· альтернативные варианты решений,
· система критериев для оценки результатов принимаемых решений.
Модели процесса управления, различаются между собой. Но никакая модель не может учесть абсолютно все факторы. Однако профессионально разработанная модель отличается тем, что позволяет учесть наиболее существенные из них.
В практике управления используются разнообразные формы разработки решений.
Указ - решение Главы государства, утвержденное парламентом и имеющее силу закона.
Указание - решение носящее методический, технологический характер и рекомендуемое для разъяснения, наставления.
Закон - решение высшей государственной власти, носящий общеобязательный и непреложный характер.
Акт - решение широкого круга государственных и общественных организаций, включая международные отношения.
Приказ - решение руководителя, облеченного властью в организации обязательное для исполнения.
Распоряжение - решение руководителя, не наделенного властью административными функциями, обязательное для исполнения непосредственно подчиненными.
Протокол - решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств.
Инструкция - решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий.
Договор - решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязанностей в различных сферах деятельности.
Соглашение - решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности.
План - решение, отражающее цели и конкретные задач деятельности, средства, методы и время реализации решений.
Контракт - решение, чаще всего коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязанностей, считающееся подвидом соглашения.
Оферта - решение коммерческого характера о предложении лицу заключить сделку на указанных условиях выступающее одной стороной контракта.
Акцепт - решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях, выступающее второй стороной контракта.
Положение - решение, представляющее собой набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность.
Правила - решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор норм поведения и деятельности работников.
Модель - решение включающее набор определенных элементов и связей, воспроизводящих реакции реального процесса или явления на входные воздействия.
Существует множество форм реализации управленческих решений, рассмотрим основные и наиболее распространенные из них.
Предписание - официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.
Деловая беседа - специально организованная встреча с подчиненным, группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для организации.
Убеждение - деловая беседа, проводимая проводимая руководителем с целью добиться у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения.
Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.
Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного вознаграждения.
Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения решения.
Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения решения.