Любая организация может быть названа централизованной и децентрализованной по сравнению с другими.
Централизованная структура управления предпочтительна если изменения во внешней среде происходят медленно, а организация относительно невелика. При этом наблюдается как положительные, так и отрицательные моменты.
Преимущества :
1) экономически эффективное использование персонала, оборудования, производственных площадей;
2) высокая степень координации и контроля за специализированными видами деятельности;
3) сбалансированное развитие всех подразделений предприятия;
4) устранение возможного дублирования.
Недостатки :
1) рост бюрократизма;
2) задержки в принятии решений.
Децентрализованная структура управления предпочтительна, если окружение
организации характеризуется динамичными рынками, конкуренцией при наличии диверсифицированной продукции, а также быстро меняющейся технологией. Целесообразность введения таких структур также растет по мере увеличения размеров организации и ее сложности.
Преимущества :
1) улучшение взаимодействия и обмена информацией между руководством разных уровней по вертикали;
2) стимулирование инициативы нижних звеньев;
3) повышение эффективности процесса принятия решений;
4) условие мотивации деятельности руководителей;
5) улучшение подготовки руководителей разных уровней;
Различают вертикальную и горизонтальную структуру управления.
Вертикальная ( иерархическая ) структура управления предполагает строгую иерархию – соподчиненность подразделений и работников сверху вниз.
Горизонтальная предполагает взаимосвязь подразделений и работников по службам, функциям, т.е. по горизонтали.
Недостаток этой структуры заключается в том , что возникают проблемы прямых взаимоотношений с большим количеством подчиненных.
Нужно выбирать такую организационную структуру, которая соответствует стратегическим планам предприятия, организации и обеспечивает им эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижений намеченных целей. Она не может оставаться стабильной в изменяющихся условиях.
Многие организации используют бюрократические структуры управления. Их преимущества заключаются в :
четком разделении труда;
иерархической соподчиненности сотрудников и органов управления;
профессиональном росте, базирующемся на компетентности;
упорядоченной системе правил и стандартов.
Негативное воздействия бюрократических структур управления заключаются в :
жесткой заданности поведения;
трудностях связи внутри организации;
неспособность к быстрым нововведениям.
Системы управления – это совокупность форм, с помощью которых на практике
реализуется процесс управления.
Система управления имеет свою структуру, которая представляет собой упорядоченный набор образующих ее элементов, тем или иным способом связанных друг с другом.
В рамках организационной структуры различают следующие системы управления.
Линейная система характеризуется передачей управленческого воздействия от
субъекта управления к объекту в виде набора конкретных функций.
Все полномочия идут от высшего звена управления к низшему , решение
принимает одно руководящие лицо- линейный руководитель. Отличительной ее чертой является прямое воздействие на производство и сосредоточение в одних руках всех функций руководства.
Линейная система имеет несколько уровней руководства( рис.5) при которых каждое подразделение или отдельный исполнитель подчиняется одному вышестоящему органу управления и получает от него указания. Этот орган обеспечивает управление подчиненными ему подразделениями, самостоятельно выполняя все управленческие функции.
Каждое звено линейной системы имеет только одну линию связи с вышестоящим
и нижестоящими уровнями, а горизонтальные связи отсутствуют полностью. Поэтому, чтобы принять совместное решение, смежные подразделения должны обращаться через руководителя фирмы и всех вышестоящих начальников.
ДИРЕКТОР
Зам.директора Зам.директора Зам.дректора
По производствен- по экономическим по кадровым
Ным вопросам вопросам вопросам
Исполнители Исполнители Исполнители
.
|
|
|
Рис.5.Схема линейного управления.
С одной стороны, это удобно, ибо каждый сотрудник имеет только одного руководителя и знает, к кому обращаться со всеми своими проблемами.
С другой стороны, эта система недостаточно гибкая и дает эффект только при решении простых задач, требующих малого количества информации.
Достоинства система:
1) невозможность получения подчиненными противоречивых заданий и распоряжений;
2) полная ответственность руководителя за результаты работы;
3) обеспечение принципа единоначалия;
4) четкое распределение обязанностей и полномочий;
5) оперативный процесс принятия решений;
6) простота;
7) возможность поддерживать дисциплину;
8) стимулирование развития компетентности.
Недостатки:
1) эффективность только для малых организаций;
2) сложность координации процессов производства и управления;