В реальности менеджеры крупных корпораций владеют лишь небольшим пакетом их акций, и максимизация богатства акционеров может стать не самой первостепенной целью менеджера. Например, по мнению многих специалистов, главной целью менеджеров-агентов является увеличение размеров фирмы. Создавая крупную, стремительно растущую фирму, менеджеры: закрепляют за собой свои места, поскольку скупка контрольного пакета акций другими фирмами становится менее вероятной; увеличивают собственную власть, статус и оклады; создают дополнительные возможности для своих подчиненных; жертвуют средства корпораций благотворительным организациям, повышая свой имидж. Однако большая часть расходов ложится на акционеров.
Очевидно, что менеджеров нужно побудить действовать на благо акционеров с помощью стимулов, ограничений и наказаний. Проблема морального риска возникает ввиду того, что акционеры не могут контролировать все действия менеджеров. Для этого они вынуждены нести агентские затраты.
Агентские затраты — расходы, которые вынуждены осуществлять акционеры для контроля за деятельностью финансовых менеджеров. Существует несколько категорий агентских затрат: на проведение аудиторских проверок, расходы на создание организационной структуры, ограничивающей нежелательное поведение менеджеров. Например, введение в состав правления внешних инвесторов, как известно, главная ответственность за управление делами корпорации возлагается на Совет директоров, который обычно избирается ежегодно в составе 11 —15 человек. Он включает внешних и внутренних членов. Внешними членами становятся представители банков, инвестиционных компаний, фирм, продающих товары данной корпорации, адвокаты, представители общественных организаций. Наличие внешних членов делает Совет директоров более независимым и объективным.
Существуют механизмы, частично разрешающие проблему агентских отношений и побуждающих менеджеров действовать в интересах акционеров, например:
· системы стимулирования на основе показателей деятельности фирмы;
· непосредственное вмешательство акционеров;
· угроза увольнения;
· угроза скупки контрольного пакета акций, враждебные поглощения и многие другие.
В финансовом управлении компании первым этапом является проведение финансового учета, на основании которого составляется финансовая отчетность, далее осуществляется финансовый анализ компании.
|
Финансовый учёт — это учет наличия и движения денежных средств, финансовых ресурсов, составной частью которого является бухгалтерский учет.
На основе финансового учета составляется финансовая отчетность, которая базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами — пользователями информации о его деятельности.
Финансовый отчет компании — это обязательная форма финансовой отчетности, предусмотренная законодательством большинства стран мира. Согласно международной методике, финансовый отчет предприятия содержит следующие документы:
• финансовый баланс компании за отчетный период;
• отчет о прибылях и убытках;
• отчет о движении денежных средств;
• сводный доклад руководства компании.
Финансовый отчет представляется на рассмотрение собрания акционеров и по запросу государственных финансовых органов. Финансовая отчетность является информационной основой финансового анализа, а финансово-экономический анализ — базой для принятия управленческих решений. Важно учитывать существующие в мире принципы построения в международной стандартизации финансовой отчетности предприятия, особенности современной учетной политики фирмы и структуры ее финансовой отчетности. Введение нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм финансового учета и отчетности к большему соответствию требованиям международных стандартов вызывают необходимость использования новой единой методики финансового анализа, отвечающей условиям рыночной экономики.
В соответствии с российским законодательством (приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. и другими документами) в составе годового финансового отчета предприятия представляют следующие формы:
• форма № 1 «Бухгалтерский баланс»;
• форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;
• форма № 3 «Отчет о движении капитала»;
• форма № 4 «Отчет о движении денежных средств;
• форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
• «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния;
• итоговая часть аудиторского заключения (для предприятий, подлежащих обязательному аудиту), подтверждающая степень достоверности представленных сведений.
Западные компании обычно предоставляют три цифровые формы (баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств) и сводный доклад компании.
Под финансовым риском предприятия понимается вероятность возникновения неблагоприятных финансовых последствий в форме потери дохода или капитала в ситуации неопределенности условий осуществления его финансовой деятельности.
Финансовый риск является одной из наиболее сложных категорий, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности.
Финансовые риски предприятия характеризуются большим многообразием и в целях осуществления эффективного управления ими классифицируются по следующим основным признакам:
По видам. На современном этапе к числу основных рисков предприятия относятся следующие:
Риск снижения финансовой устойчивости (или риск нарушения равновесия финансового развития) предприятия. Несовершенство структуры капитала (чрезмерная доля используемых заемных средств), порождающее несбалансированность положительного и отрицательного денежного потока предприятия по объемам. В составе финансовых рисков по степени опасности этот вид риска играет ведущую роль.
Риск неплатежеспособности (или риск несбалансированной ликвидности) предприятия. Снижение уровня ликвидности оборотных активов, порождает разбалансированность положительного и отрицательного денежного потока предприятия во времени. По своим финансовым последствиям этот вид риска также относится к числу наиболее опасных.