Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции:
1. Расчет общего изменения прибыли (ДР) от реализации продукции:
▲P=P1 – P0, (2)
где Р1 – прибыль отчётного года;
Р2 – прибыль базисного года.
2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию(▲P1):
▲P1=N1 – N 1.0 =∑p1q1 - ∑p0q0, (3)
где N1 =∑p1q1
N 1.0 = ∑p0q0
Чистая прибыль распределяется в соответствии с Уставом предприятия.
За счет чистой прибыли выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются фонды накопления, потребления, резервный фонд, часть прибыли направляется на пополнение собственного оборотного капитала. (смотреть в приложении 1.) В процессе формирования и использования фондов специального назначения за счет прибыли реализуется ее стимулирующая роль.
Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распреде-лении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.
В соответствии с действующим положением прибыль, полученная организацией, распределяется в следующем порядке.
Прежде всего из нее вносится налог в бюджеты (федеральный, субъектов РФ и местные). Для определения прибыли, облагаемой налогом, прибыль отчетного года уменьшается на сумму: доходов в виде дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходов, полученных от долевого участия в деятельности других предприятий; доходов игорного бизнеса и видеосалонов; прибыли от посреднических операций; страховой деятельности и др.
По действующему законодательству прибыль облагается налогом по ставке 24%, из них сумма налога из прибыли по ставке 6,5 % перечисляется в федеральный бюджет, а остальная часть – в субъекты РФ.
Основные направления использования прибыли следующие: отчисления в резервный капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечение на благотворительные и другие цели, в акционерных обществах — выплата дивидендов.
Информация о распределении прибыли содержится в форме № 2 и форме № 3 в расчете отчислений в фонды.
Соотношение использования прибыли на накопление и потребление оказывает влияние на финансовое положение предприятия. Недостаточность средств, направляемых на накопление, сдерживает рост оборота, приводит к увеличению потребности в заемных средствах.
Анализ использования прибыли выявляет, насколько эффективно распределялись средства на накопление и потребление. [1. стр125]
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1. Показатели рентабельности капитала (активов).
2. Показатели рентабельности продукции.
3. Показатели, на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства +долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Вторая группапоказателей формируется на основе расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий.
Третья группапоказателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего место денежного притока. Концепция рентабельности, исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность оборота;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность производственной деятельности- (окупаемость издерж-ек) (Rз) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции (3рп):
(4)
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, по отдельным сегментам и видам продукции.
Рентабельность оборота (коммерческая маржа) (Rоб) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции:
(5)
Рентабельность (доходность) капитала исчисляется отношением баланс-овой или чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (RKL) или отдельных его слагаемых: собственного, заемного, перма-нентного, основного, оборотного, операционного капитала и т.д.:
(6)
Уровень рентабельности производственной деятельности, исчисленный в целом по предприятию, зависит от 3-х основных факторов первого порядка:
· изменения структуры продаж;
· уровня себестоимости реализованной продукции;
· средних цен реализации.
Формула этого показателя имеет вид:
(7)
Исходя из всего вышеперечисленного, подытожим. Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (KL) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением выручки к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала. Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж и наоборот. [4. стр146]