Рассматривая полученные результаты, очевидно, что при относительно устойчивом снижении показаний текущей ликвидности (около 4-10% в год) наблюдается колебания коэффициента финансового риска (от 3 до 8 %). Вероятной причиной является сокращение доли оборотных средств, и долгосрочных обязательств на фоне незначительного роста собственного капитала и краткосрочных обязательств. Данное обстоятельство не играет значительной роли в устойчивости и эффективности деятельности предприятия и возможно является следствием внутренней политики предприятия.
Однако для улучшения финансовой позиций предприятия необходимо провести анализ существующей структуры управления и определить направления повышения эффективности деятельности предприятия.
Выводы. Исходя из вышеизложенного, деятельность предприятия нуждается в стабилизации и улучшении финансовых позиций. Проведем анализ существующей структуры управления и определим направления повышения эффективности деятельности предприятия.
Структура управления организации – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления. Отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений, информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные имеют место по линии движения информации и решений по тем или иным функциям управления.
Число звеньев в структуре определяют ее уровень. В зависимости от характера связей они подразделяются на линейные, функциональные и комбинированные. Каждое подразделение характеризуется количественными и качественными параметрами.
Деятельность структурных подразделений и исполнителей регламентируется специальными положениями (инструкциями), в которых функции каждого органа управления, распределение прав и обязанностей между ними, а внутри подразделения — каждого исполнителя. При формировании организационных структур важно придать им динамичность, чтобы они могли приспосабливаться к постоянным изменениям внутренней среды.
Существует предел числа структурных подразделений или работников, которые могут быть подчинены одному субъекту управления. На пути эффективного управления возникает информационный барьер, который определяет пределы сложности экономических задач, доступных для решения при заданной структуре и технических средствах управления.
Для управления производством создается аппарат, в состав которого входят различные категории сотрудников: руководители, специалистов и технические исполнители. Различают функции управления и внутри структурных подразделений. Функции управления вообще — это объективная необходимость предприятия как управляемого объекта. Функции структурных подразделений отражают конкретное содержание управленческой деятельности и сферу влияния в производстве. Они служат основой для формирования структурных подразделений предприятия.
Структурное подразделение аппарата управления — это административно обособленная его часть, которая выполняет одну, несколько или множество функций управления. В зависимости от количества их выполнять одно или несколько структурных подразделений, которые анализируются на конкретном виде функций. Не совместимые по характеру деятельности функции возлагаются на отдельных работников.
Под структурой аппарата управления организацией понимается количество и состав его подразделений, а также число ступеней управления в единой взаимосвязанной системе. Ее обычно изображают в виде схемы. Если на ней, кроме структурных, отражены производственные разделения и их взаимосвязи, то такая схема представляет собой организационную структуру предприятия. По горизонтали определяют количество звеньев одного уровня, а по вертикали — количество ступеней (уровней) их соподчиненности. К звеньям управления относятся руководители , управляющие несколькими структурными подразделениями и отдельные специалисты, выполняющие определенные функции или часть этих функций.
Ступени управления – это его уровни по горизонтали в их последовательном соподчинении снизу вверх. Первый (низовой) ступенью на предприятии является производственный участок. Чем сложенье структура, тем больше ступеней управления. От объема работ зависят также квалификационно-должностной состав работников и их численность.
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой проходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.
Рассмотрим структуру управления ООО «ЛАКР» (рис. 3).
Высшему уровню управления принадлежат: генеральный директор, директор по коммерции, директор по производству и главный бухгалтер. Средний уровень составляют: главный инженер, заведующий складом, начальник отдела кадров, начальник сбыта, начальник производства. К нижнему уровню относятся все остальные работники. Основная задача верхнего уровня – развитие предприятия и координация действий его подразделений. Средний уровень занимается вопросами оперативного управления. Работники, которые относятся к нижнему уровню, являются исполнителями.
Анализ должностных и производственных инструкций ООО «ЛАКР» позволяет сделать следующие выводы.
Должностные обязанности генерального директора. Осуществляет руководство в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленной компетенции всеми видами деятельности организации. Организует работу и взаимодействие производственных единиц и других структурных подразделений. Обеспечивает выполнение задач и целей деятельности организации и всех ее обязательств перед поставщиками, заказчиками и банками. Организует производственно-хозяйственную деятельность организации на основе обоснованного планирования ее материальных, финансовых и трудовых затрат с учетом складывающейся конъюнктуры на рынке товаров и услуг. Принимает меры по обеспечению организации квалифицированными кадрами. Способствует наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда, соблюдению требований законодательства по охране труда. Решает все вопросы в пределах предоставленных прав и поручает выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам – своим заместителям, руководителям производственных единиц, а также функциональных и производственных подразделений организации.